Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Выставки

Царица русской оперы

Музей-квартира Н.С. Голованова (Брюсов пер., д.7, кв.10)
 
 
Выставка продлена до 2 февраля 2025 года.

 

К 150-летию со дня рождения Антонины Васильевны Неждановой

 

Постоянные экспозиции

Царица русской оперы

Российский национальный музей музыки представляет выставку «Царица русской оперы» к 150-летию со дня рождения великой русской певицы Антонины Васильевны Неждановой.

«Царицей русской оперы», «Орфеем в женском платье», «русским соловьём» называли Нежданову, чьё искусство – исключительное в своей многогранности – было явлением мирового масштаба. Вместе с тем, оно несло в себе все признаки глубоко национального творчества. Первоисточником пения и русской вокальной школы в целом Нежданова считала русское слово, русскую речь. Именно от них берёт своё начало русская вокальная школа, национальные корни и достижения которой так же дороги всему мировому музыкальному сообществу, как и итальянское бельканто.

Антонину Нежданову неоднократно приглашали выступать в ведущих оперных театрах мира – La Scala, одном из крупнейших центров мировой оперной культуры, Парижской опере, Лондонском Ковент-Гардене, Нью-Йоркской Метрополитен-опере, Чикагской опере. Но певица отвечала отказом. Она приняла единственное приглашение в 1912 году, с огромным успехом выступив в Парижской Гранд-Опера в опере «Риголетто» Дж. Верди. Её партнерами были Энрико Карузо и Титта Руффо, а дирижировал спектаклями маэстро Туллио Серафин.

Нежданова много гастролировала по России, выступала в Мариинском театре, в Филармоническом обществе, принимала участие в «Исторических концертах». На сцене Большого театра, солисткой которого она стала в 1902 году,  Нежданова создала множество незабываемых образов. Скромная и мягкая Микаэла, весёлая Людмила, величественная и властная Царица ночи, поэтичная Волхова, обольстительная и капризная Шемаханская царица, трогательная Иоланта, подлинно трагическая Манон, «олицетворение поэтической женственности» – Лакме, «этический идеал чистоты» – Снегурочка, и несравненная Марфа из «Царской невесты». В каждой из ролей артистка находила строго индивидуализированные психологические черты, жанровое своеобразие, в совершенстве владея искусством свето- и цветотени, дополняя вокальный портрет точно найденным сценическим рисунком, лаконичным и ёмким в согласии с живописным обликом, тщательно обдуманным костюмом. Всех её героинь объединяет обаяние женственности, трепетное ожидание счастья и любви.

С 1936 года, используя свой богатейший опыт оперной и камерной певицы, репертуар которой включал свыше 700 романсов, песен, арий, дуэтов, Антонина Васильевна начала преподавать в Оперной студии К.С. Станиславского.  В этом же году она была удостоена звания народной артистки СССР. А в 1943 – стала профессором Московской консерватории.

Начиная с 1919 года, постоянным концертным спутником Антонины Васильевны был Николай Семёнович Голованов. Певица обратила внимание на талантливого дирижёра при первой же встрече. Она говорила, что когда увидела Голованова, он «уколол ей глаз». Этот творческий союз, который перерос в  супружеский, продолжался на протяжении трёх с половиной десятилетий.

На выставке, посвящённой многогранному творческому и жизненному пути артистки, представлены её портреты, музыкальные и литературные рукописи, фотографии, письма, афиши, грампластинки, редкие книжные и нотные издания из фондов Российского национального музея музыки и Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. Бесспорным украшением выставки является концертное платье с накидкой, принадлежавшее Антонине Неждановой, – уникальный, единственный дошедший до нас её концертный наряд. Особую историческую ценность представляет автограф одного из самых известных сочинений Сергея Рахманинова – «Вокализа», посвященного Антонине Неждановой.

«Наследие Антонины Васильевны поистине велико – репертуар певицы включает более 700 произведений, в том числе оперные партии, народные песни, романсы. Это неотъемлемая часть национальной идентичности, сохранению которой нужно уделять особое внимание», – отметила директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова. «Среди экспонатов, которые временно передает Бахрушинский музей, особенно выделяется портрет Антонины Васильевны, выполненный в конце 1920-х Маргаритой Судковской-Лагранж»

 

Информация

+7 (495) 605-65-15 (доб. 1176)

info@music-museum.ru
golovanov@music-museum.ru