Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Новости

100 лет со дня рождения Оскара Борисовича Фельцмана

18.02.2021

18 февраля 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения Оскара Борисовича Фельцмана. Профессиональный путь композитора сложился счастливо: он прожил долгую полнокровную жизнь, создав яркие музыкальные сочинения.

Оскар Борисович Фельцман родился в Одессе — в городе, который стал колыбелью многих талантливых российских музыкантов, в том числе Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Давида Ойстраха и многих других. Оскар Фельцман получил прекрасное образование. Он начал обучаться игре на скрипке ещё в раннем детстве у выдающегося педагога Петра Столярского (учителя Давида Ойстраха), затем продолжил обучение в музыкальной школе под руководством фортепианного педагога Берты Рейнгбальд, у которой занимались Эмиль Гилельс, Татьяна Гольдфарб и другие известные пианисты. Свою первую фортепианную пьесу «Осень» Оскар написал, когда ему было шесть лет. В 1939 году молодой музыкант окончил музыкальную школу имени П.С. Столярского по классу композиции профессора Николая Вилинского. Затем поступил в Московскую консерваторию и прищёл в класс композиции Виссариона Шебалина, где проучился до начала войны. В 1941 году Фельцман был эвакуирован в Новосибирск. Ему тогда было 20 лет, но он уже стал членом Союза советских композиторов и был назначен секретарём Сибирского отделения Союза композиторов СССР. В Новосибирске в военные годы Оскар писал музыку для местной филармонии, для эвакуированного Ленинградского Александринского театра, работал заведующим музыкальной частью Белорусского государственного Еврейского театра (БелГОСЕТа). Там же он написал оперетту по пьесе Валентина Катаева «Синий платочек».

После окончания войны, в 1945 году, композитор вернулся в Москву и продолжил работать в жанре оперетты. В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера его музыкальной комедии «Воздушный замок». В 1952 году состоялись ещё две премьеры — «Суворочка» в Московском театре оперетты и «Шумит Средиземное море» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Фельцман писал музыку в различных жанрах: к цирковым номерам, к эстрадным представлениям, к постановкам для детей Наталии Сац. Но не только прикладная музыка притягивала его внимание. В 1952 году Оскар Фельцман создал крупное сочинение в жанре академической музыки — «Концерт для скрипки с оркестром» в трёх частях.

Каждый советский композитор, посвятивший своё творчество песне, разными путями приходил к работе над этим жанром. Для Оскара Фельцмана созданию песен предшествовала большая работа в области театральной музыки, где требовалось умение в короткой форме песни раскрыть характер героя, дать ему определённую эмоциональную характеристику. Такой опыт работы в жанре оперетты, наполненной яркими мелодиями и песенными темами, постепенно привёл композитора к созданию песен.

Свою первую песню — «Теплоход» на стихи Виктора Драгунского и Людмилы Давидович композитор написал в 1952 году для пародийного театра «Синяя птичка». Вскоре Леонид Утёсов исполнил её на радио и телевидении. Это было хорошим началом карьеры композитора-песенника.

В начале 1950-х большую популярность приобрела песня на стихи Ольги Фадеевой «Ландыши». Впервые ее исполнила Гелена Великанова. В советской прессе песня тогда была признана мещанской, идеологически несостоятельной. Но, несмотря на это обстоятельство, она сразу приобрела большую популярность. С тех пор песни композитора стали постоянно звучать на радио и концертах.

Среди его широко известных песен сразу вспоминаются «Ходит песенка по кругу», «Эй, рулатэ», «С добрым утром», «Я верю, друзья, караваны ракет…», «А любовь, как песня», «Дочери, дочери», «Летайте самолетами аэрофлота», «За полчаса до весны», «Посалите дерево», «После дождя», «Куда уходит лето», «Вальс при свечах»»…

Каждая песня композитора — это островок неповторимости по образам, тематике, по богатству мелодики. Обладая от природы ярким мелодическим даром, композитор в каждой песне пытался раскрыть её конкретный сюжет, донести до слушателя свои мысли, поэтому для композитора всегда был важен высокий градус песенной поэзии. В связи с этим обращение к стихам наиболее ярких поэтов-современников всегда выливалось в создание уникальных, неповторимых и запоминающихся музыкальных образцов песенного жанра. Оскар Фельцман сотрудничал с разными поэтами, среди которых были Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Игорь Кохановский, Марк Лисянский, Лев Ошанин, Роберт Рождественский, Владимир Харитонов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Наум Олев, Михаил Рябинин.

Композитор всегда был очень внимателен к выбору исполнителя. Ведь от певца, который первым выпустит песню в «свободное плавание», будет зависеть её дальнейшая жизнь. И в этом смысле Оскар Борисович безошибочно выбирал своего исполнителя.

Песни Фельцмана исполняли лучшие мастера советской и российской эстрады: Леонид Утёсов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Вероника Круглова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Георг Отс, Лев Лещенко, Капиталина Лазаренко, Олег Анофриев, Мария Пахоменко, Леонид Серебренников, Ирина Аллегрова, София Ротару, Анна Герман и многие другие.

Большой популярностью пользовались песни Оскара Фельцмана в исполнении Эдиты Пьехи: «Огромное небо», «Белый свет», «Венок Дуная», «Манжерок», «Ничего не вижу» и другие. Даже сейчас, вспоминая эти мелодии, невольно слышится неповторимый тембр голоса этой выдающейся эстрадой певицы. Фельцман называл Эдиту Пьеху своей любимой исполнительницей.
В творческой биографии композитора был случай, когда песня получила своё второе рождение. В 1992 году группа «Мегаполис» записала кавер-версию песни «Ландыши» с новым текстом на немецком языке, получившую название «Karl-Marx-Stadt». Созданная специально для готовившихся гастролей в Германии, эта версия стала весьма популярной и на родине.

Всего композитор создал около 1500 песен. Но, несмотря на это, общение с музыкальным театром для Оскара Фельцмана никогда не остановилось и шло параллельно с работой в песенном жанре. В 1970-е годы композитор написал оперетты «Тётка Чарлея», «Старые дома» и «Пусть гитара играет», которые с большим успехом шли в Свердловском академическом театре музыкальной комедии. В последние годы он писал музыку к театральным постановкам: «В стране вечных каникул», «Молодая гвардия», «Мой брат играет на кларнете»; мюзиклам «Лев ушел из дома», «Дом счастья твоего»; рок-операм: «Белые лилии»; балетам «Венера Ильская», «Булочка» и многое другое.

В 1950-1970-х годах Оскар Фельцаман также написал музыку почти к трём десяткам фильмов — игровым, короткометражным, анимационным, документальным.
Начиная с 1980-х годов, композитор всё чаще стал обращаться к созданию песенных циклов. Так, в 1987 году был написан вокальный цикл «Песни былого». Затем появились «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Хаима Бялика». В конце 1990-х годов созданы 12 песен на стихи Юрия Гарина, которые были исполнены в Одессе на авторском концерте в дни празднования 200-летия города.

Композитор часто выступал с концертами на встречах со слушателями. Его музыка привлекала своим разнообразием тем, образов, стилей, современным подходом к творчеству. Он всегда шёл «в ногу со временем».

За свои творческие заслуги Оскар Борисович Фельцман был удостоен правительственных наград: орденов «За заслуги перед отечеством» II, III и IV степени, ордена «Дружбы народов». В 1999 году на «Площади звёзд» появился памятный знак «Оскар Фельцман».

Несколько лет назад в фонды Российского национального музея музыки был передан творческий архив композитора Оскара Борисовича Фельцмана. В нём содержится около 1000 единиц хранения. Основную его часть составляют музыкальные рукописи: партитуры и клавиры оперетт, автографы песен, инструментальных сочинений, а также фотодокументы, ноты, программы, афиши и другие материалы, которые в полной мере отражают масштаб и глубину творчества композитора.

Сегодня музыкальная общественность отмечает 100-летний юбилей музыканта, который внёс свой неповторимый вклад в историю не только советской музыки, но и песни.

О.П. Кузина, заведующая отделом документов и личных архивов Российского национального музея музыки