Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

100-ЛЕТИЕ ТЕАТРА ВАХТАНГОВА

13.11.2021

13 ноября Театру Вахтангова исполняется 100 лет. Это одно из главных мировых событий 2021 года в области литературы и искусства.

 

Выдающийся режиссёр, актёр, педагог, Евгений Багратионович (Багратович) Вахтангов родился 13 февраля 1883 года в городе Владикавказе в русско-армянской патриархальной семье, далекой от мира театра. Его отец – Баграт Саркисович – был известным табачным фабрикантом, и надеялся, что сын продолжит его дело. Однако, будучи ещё гимназистом, Евгений страстно увлёкся театром, ставшим впоследствии делом всей его жизни.

Уже в юные годы будущий режиссёр-новатор ярко выделялся своими универсальными способностями. Е. Вахтангов обладал абсолютным музыкальным слухом и исключительной музыкальной одарённостью, играл на нескольких музыкальных инструментах: фортепиано, мандолине, скрипке, гитаре, балалайке, разнообразных дудочках, с ранних лет удивляя всех многогранностью своего таланта.

Помимо этого, Е. Вахтангов много читал. «У Жени безусловный литературный дар. Точнее, талант рассказчика, своеобразного публициста, способного изложить на бумаге своё настроение, передать словами горячее чувство», – пишет о нём Ю. Смирнов-Несвицкий в своей книге «Вахтангов».

Несмотря на жёсткий запрет отца, Е. Вахтангов начинает выступать на сценах любительских театров Владикавказа. А в августе 1903 года он едет в Москву, где поступает на физико-математическое отделение Московского университета, и с успехом выступает в студенческом театральном кружке. На втором курсе университета Е. Вахтангов перешел на юридический факультет, и в том же году дебютировал как режиссёр, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе О. Эрнста.

Чуть позже, оставив юридический факультет, Е. Вахтангов поступает в Школу драмы А. Адашева. Два года будущий режиссёр посещал драматические курсы МХАТ, где познакомился со своим будущим другом и учителем – Леопольдом Сулержицким. А в 1911 году, после разговора с В. Немировичем-Данченко, Е. Вахтангов был зачислен в Художественный театр.

Вскоре на Е. Вахтангова обратил внимание К. Станиславский, поручив ему вести практические занятия по своей методике актёрского мастерства в Первой студии МХАТ. Вахтангов смог найти свою интонацию, ставшую ключевой в его спектаклях, – интонацию «фантастического реализма», на основе которого им и была построена теория собственного театра в дальнейшем. Как и К. Станиславский, он считал, что главное лицо в спектакле – актёр. Но при этом он всегда отделял личность актёра от воплощаемого им на сцене образа.

В конце 1913 года группа студентов из нескольких московских учебных заведений решили создать «Студенческую драматическую студию», и играть «по системе К. Станиславского». За руководство этой Студии взялся Евгений Багратович, и вскоре она стала называться «Московская драматическая студия Е. Б. Вахтангова».

Наделённый не только многочисленными талантами, но также художественным вкусом и подлинным даром экспериментатора, Е. Вахтангов начинает искать свой собственный путь в искусстве. Стремясь на практике реализовать свои творческие замыслы и опираясь на идею театрального «фантастического реализма», в 1921 году Е. Вахтангов ставит на сцене своей Студии пьесу Мориса Метерлинка «Чудо Святого Антония». Это было яркое театральное зрелище, в котором режиссёр и актёры составили единый творческий ансамбль. Успех спектакля превзошёл все ожидания, а зрители стали свидетелями рождения нового театра — Третьей студии Московского Художественного театра, переименованной впоследствии, в 1926 году, в Театр имени своего основателя и руководителя — Евгения Вахтангова.

Среди наиболее известных режиссёрских постановок Е. Вахтангова — «Праздник мира» Г. Гауптмана, «Потоп» Г. Бергера, «Осмерсхольм» Г. Ибсена, «Свадьба» А.П. Чехова.

Последней работой режиссёра-новатора стала «Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци. Мастерски используя персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, Е. Вахтангов наполнил сказку Гоцци современным «звучанием». Не удивительно, что каждый показ «Принцессы Турандот» становился событием, потому что всё то, что происходило в это время в России, герои активно обсуждали на сцене. Причём, эта современная проблематика преподносилась в виде своеобразной игры, полемики, спора и диалога героев.

Отдельных похвал заслуживают музыка «Принцессы Турандот», блестяще написанная в лучших традициях эпохи модерна, и блистательная игра лучших вахтанговских артистов. «Это был не просто успех: фурор, ликование, бесконечные овации. Михаил Чехов, вскочив на кресло, провозгласил: “Браво Вахтангову!”, вызвав в зале бурю восторга» (Из книги «Театр имени Евг. Вахтангова»).

Этот последний спектакль Е. Вахтангова давно стал легендой и визитной карточкой созданного им Театра. В «Принцессе Турандот» режиссёр видел продолжение живительных традиций итальянского народного театра «комедии масок» – театра импровизации, рожденного на площадях Италии.

В фондах Российского национального музея музыки хранятся книги о Е. Вахтангове, фотографии режиссёра, программы спектаклей Третьей студии Московского Художественного театра (переименованной впоследствии в Театр имени Евгения Вахтангова), а также афиши художественных вечеров с участием Е. Вахтангова, в том числе афиша состоявшегося в Большом зале МУЗО (Музыкального отдела Наркомата просвещения) 28 ноября 1921 года Художественного вечера, в котором участвовали артисты Московского Художественного театра и Первой студии (И.М. Москвин, В.Ф. Грибунин, Л.М. Леонидов, В.А. Подгорный, М.А. Чехов, Е.Б. Вахтангов, А.И. Чебан, В.А. Попов), а также артисты Студии старого цыганского искусства под управлением Н.Н. Кручинина.

Легендарный театр, в день своего 100-летнего юбилея, станет открытым пространством, где каждый сможет неспешно прогуляться, пообщаться, посетить музейные экспозиции – мемориальный кабинет Рубена и Евгения Симоновых и Михаила Ульянова, пространство, посвященное спектаклю «Пристань», зал Бориса Щукина, исторический кабинет директора театра.

13 ноября 2021 года Театр Вахтангова объявил «Днём тишины». Празднование его векового юбилея пройдёт в новом формате: театр распахнёт свои двери для всех своих зрителей, поклонников, друзей. В этот день прославленная сцена станет своеобразным «пространством памяти», где можно будет соприкоснуться с лучшими спектаклями и легендарными образами ушедших поколений вахтанговцев.

Ирина Новичкова

 

Подписи к иллюстрациям:

1. Евгений Вахтангов. Фотография

2. Афиша Художественного вечера при участии артистов Московского Художественного театра и Первой студии (И.М. Москвин, В.Ф. Грибунин, Л.М. Леонидов, В.А. Подгорный, М.А. Чехов, Е.Б. Вахтангов, А.И. Чебан, В.А. Попов) и артистов Студии старого цыганского искусства под управлением Н.Н. Кручинина.

Большой зал МУЗО. 28 ноября, понедельник, 1921 год, Москва

Из фондов Российского национального музея музыки