16 декабря исполняется 105 лет со дня рождения гениального русского композитора Георгия Свиридова.
При жизни его называли классиком, летописцем нашей эпохи, самым поэтичным русским композитором ХХ века. Шедевры Георгия Васильевича Свиридова вошли в нашу жизнь и стали неотъемлемой её частью: кто не слышал звуки из сюиты «Время, вперед!» или музыкальные иллюстрации к повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель»! При этом он — один из основоположников «неофольклоризма», язык которого может быть поначалу очень трудным для восприятия.
Георгий Свиридов внимательно следил за развитием современной музыки, его интересовали новые музыкальные инструменты и их возможности. Работая над так и оставшейся незавершенной оперой по трагедии Александра Пушкина «Пир во время чумы», он хотел включить электрогитару в состав оркестра.
«Художник имеет право жить в другом времени, даже обязан — у художника свое понятие времени», — говорил Георгий Васильевич. Это слова человека, жизнь которого никогда не была простой. Он застал уклад старой жизни царской России, вступил в сознательную жизнь, когда рождалась новая Россия — советская, и стал свидетелем следующего цивилизационного слома 1990-х годов. Но не отстранённым очевидцем: он был активным общественным деятелем — его интересовала жизнь людей, страны, политика.
Георгий Свиридов обладал даром некоего надмирного видения: явления, события повседневности переживались им как проявления грандиозной многомерной действительности в её развитии из исторического прошлого в перспективу будущего. «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть — вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории», — предостерегал он.
«Искусство должно учить хорошему», — считал Георгий Васильевич и подчеркивал: «Судьба нашей культуры не только в руках людей, производящих художественные ценности, но и в руках тех людей, кому эти ценности предназначены. То есть в руках всей нации, народа... Искусство и ценно своей взаимосвязью, своей соборностью; тем, что разные люди, слушая какое-то замечательное произведение, становятся как бы одно...».
Дирижёр Владимир Федосеев делился своими ощущениями от исполнения сюиты «Время, вперед!»: «Это не просто музыка — это символ души человеческой, нашей души. В этой музыке есть и порывы, и достоинство великое, и честность, и простота».
Дмитрий Хворостовский, первый исполнитель вокальной поэмы «Петербург», глубоко прочувствовал особенность этой музыки: «…Свиридов не может исполняться формально. С первой же ноты, с первого звука этого цикла… идёт погружение в этот мир: мир блоковский, мир Петербурга, мир фантасмагорический. Несказанная боль, чистота предельная, кристальная чистота музыки Свиридова оттеняет каждое слово. Это мелодически настолько просто и гениально, что просто петь ноты красиво невозможно... У него душа болела обо всём, о чём он писал... Это раненая музыка… Эта, порой звенящая, гармония тишины присуща, пожалуй, только Свиридову».
Ученик Дмитрия Шостаковича, Георгий Свиридов не стал его продолжателем и подражателем. Однако до конца своей жизни вспоминал учителя с благоговением, отмечая чрезвычайно важное влияние Дмитрия Дмитриевича на своё развитие не только как музыканта, но и как личности.
Пушкинист Валентин Непомнящий считал Георгия Свиридова единственным композитором, сосредоточенным на том, кого он интерпретирует, а не на себе: «Для него главное — слово поэта. И он точно попадает в язык, в ритм, алгоритм этого художника. Он создал совершенно новую музыку». Композитора вдохновляли стихи выдающихся поэтов: Александра Блока, Сергея Есенина, Михаила Лермонтова, Роберта Бернса, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского, Аветика Исаакяна, Уильяма Шекспира и, конечно, Александра Пушкина.
Георгий Свиридов чувствовал скрытую в слове музыку: «Люблю стихотворную речь. Поэтическое слово мне кажется исключительно ценным, весомым... Россия — страна Слова, страна песни, простора, страна Христа».
Одно из последних произведений Георгия Свиридова «Песнопения и молитвы» продолжает линию русской музыки вслед за «Всенощной» Сергея Рахманинова. Справедливы слова академика Дмитрия Лихачёва: «Георгий Васильевич Свиридов — русский гений, который по-настоящему ещё не оценён. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русского народа».
Архив Георгия Свиридова — его произведения, переписка, фотографии, программы и афиши концертов — сосредоточен не только в персональном фонде композитора в Российском национальном музее музыки, но и хранятся в целом ряде фондов музея.
М.З. Воробьева, научный сотрудник Российского национального музея музыки
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).