Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

110 лет со дня рождения Исадора Сойфера

04.12.2020

В этом году, 4 декабря, исполняется 110 лет со дня рождения американского композитора и дирижёра, обладателя ряда престижных премий за вклад в киноискусство Исадора Сойфера (1910–1991), более известного под именем Алекс Норт.

Алекс Норт окончил ряд престижных музыкальных вузов США: Институт имени Кёртиса, Джульяндскую школу. Некоторое время он даже был стипендиатом Московской консерватории (с 1933 года), после чего работал в качестве художественного руководителя оркестра при нескольких европейских театрах.

В 1935 году музыкант вернулся в США, где начал преподавательскую карьеру в сфере академического танца, параллельно совершенствуясь в искусстве композиции под руководством Аарона Копленда и Эрнста Тоха. К тому же времени относятся его первые сценические сочинения, в том числе заказы от примадонн американского танца-модерн Марты Грэм и Ханьи Хольм.

В 1939 года композитор переехал в Мексику. Там он исполнял обязанности художественного руководителя танцевальной труппы танцовщицы и хореографа Анны Соколов и дирижёра концертных программ во Дворце изящных искусств в Мехико.

Во время Второй мировой войны Алекс Норт служил в армии США в чине капитана, одновременно занимаясь съемкой документальных фильмов для Управления военной информации (порядка 80 лент). После демобилизации композитор продолжил сочинять для музыкального театра, а также начал получать свои первые заказы на киномузыку. В частности, фильмы «Трамвай “Желание”» (1951, по пьесе Теннеси Уильямса) и «Освобожденный» (1955, все помнят знаменитый саундтрек Unchained Melody, использованный в фильме «Приведение», 1990) сделали его одним из самых востребованных кинокомпозиторов Голливуда. Список кинопартитур Алекса Норта содержит десятки наименований. Среди них: «Смерть коммивояжера» (1951), «Татуированная роза» (1955), «Долгое жаркое лето» (1958), «Спартак» (1960), «Клеопатра» (1963), «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1966) и многие другие, включая проект «2001: Космическая Одиссея» (1968) Стенли Кубрика, музыка к которому так и осталась в рукописи.

Единственный американец в Союзе советских композиторов, Алекс Норт, конечно же, возвращался в Страну Советов, чему имеется документальное подтверждение: снимки 1960-х годов в группе советских музыкантов, сделанные в Москве. Вместе с частью эпистолярного наследия композитора (письмами, открытками) и фотодокументами американского периода они хранятся в фондах Российского национального музея музыки.