Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

115 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА

25.09.2021

 25 сентября исполняется 115 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича (1906 — 1975)

По данным международной организации ЮНЕСКО, среди классиков отечественной музыки ХХ века, наиболее часто исполняемыми композиторами являются Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Юбилей первого из них —  Сергея Прокофьева —  отмечался весной этого года, 25 сентября исполняется 115 лет со дня рождения его младшего современника — Дмитрия Шостаковича.

Музыкальную интонацию Д. Шостаковича можно узнать сразу и безошибочно. Характерные приемы его музыки породили целую волну подражаний. Расширив сферы музыки, он ввёл в неё новые образные пласты и создал в области инструментальных форм новый тип художественного мышления. Как педагог Д. Шостакович создал свою композиторскую школу – одну из крупнейших в истории музыки, и воспитал целую плеяду выдающихся композиторов, в числе которых – Георгий Свиридов, Кара Караев, Мечислав Вайнберг, Борис Тищенко, Галина Уствольская и другие.

Д. Шостакович – это также композитор, продолживший в своём творчестве линию величайших симфонистов в истории мировой музыкальной культуры (Бетховена-Брукнера-Малера). Вместе с тем, творчество Д. Шостаковича охватывает все формы и жанры музыки, соединяя традиционные устои с новаторскими открытиями.

Д. Шостакович – воспитанник петербургско-ленинградской школы. Он учился в Петроградской консерватории в 1918–1925 годах, когда её директором был Александр Глазунов – в то время живой классик русской музыки, глава её «академического» направления, – относившийся к Д. Шостаковичу по-рыцарски, хотя молодой композитор раздражал его почти каждым своим новым, «модернистским» опусом.

Непосредственным же учителем Д. Шостаковича по композиции был Максимилиан Штейнберг – в свою очередь, являвшийся учеником (а также зятем, мужем дочери) Н. Римского-Корсакова, и передавший Д. Шостаковичу блестящую академическую школу.

А вне стен консерватории молодой Д. Шостакович активно посещал собрания Ассоциации современной музыки (АСМ) – авангардного музыкального объединения 1920-х годов, изучавшего и пропагандировавшего новейшую музыку Европы и отечественных авторов.

Проблема традиций и новаторства в творчестве Д. Шостаковича – одна из интереснейших тем для исследований. Жанр углублённых философских раздумий, автобиографических исповедей помогает понять суть творческого метода и музыкального мышления композитора. Таким образом, традиционное и новаторское выступают в его музыке как диалектическое единство. При этом, во многих сочинениях композитора одним из главных лейтмотивов проходят исповедальность, раздумья о жизни и сути бессмертия. Содержание их часто сведено к глобальной теме «жизнь – смерть», с пристальным вниманием к нравственному этическому началу.

В фондах Российского национального музея музыки хранятся портреты Дмитрия Шостаковича, автографы и нотные издания его произведений, письма, фотографии, программы, афиши (фонд Д. Шостаковича в Музее насчитывает более двух тысяч единиц хранения)… Есть в фондах Музея и документы, рассказывающие об отдельных сочинениях композитора с непростой судьбой. Написанные в разные периоды творчества, они были исполнены, но после критических статей оказались под запретом и исчезли из репертуара театров и концертных залов. В числе таких произведений – оперы «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») и «Игрок», музыка к немому кинофильму «Новый Вавилон», Первый концерт для скрипки с оркестром, вокальный цикл «Из еврейской поэзии», Симфонии и №4 и №13.

Так, например, сохранилась программа премьеры Тринадцатой симфонии Д. Шостаковича для солиста, хора и оркестра на слова Е. Евтушенко, соч. 113, прозвучавшей в исполнении Симфонического оркестра Московской государственной филармонии под управлением дирижёра Кирилла Кондрашина и хора басов Республиканской русской хоровой капеллы под руководством Александра Юрлова. Это исполнение состоялось в Москве 18 декабря 1962 года.

Симфония для Д. Шостаковича является областью глубоких размышлений о человеке и действительности. Композитор предстаёт художником-философом, запечатлевшим в своём творчестве летопись ХХ века со всеми его потрясениями и противоречиями. В эпохообъемлющих симфониях Д. Шостаковича, словно в зеркале, отразился весь трагический ХХ век, с жестокостью его борьбы, с его войнами, муками, надеждами и стремлениями.

 Композитор-новатор и «музыкальный барометр музыки ХХ столетия», затронувший все сферы музыкального мышления, Д. Шостакович был назван классиком ещё при жизни, ибо в звучании его произведений наиболее ярко отразилась современная ему эпоха великих переломов и исторических катаклизмов. Никто в современном искусстве не сравним с ним по остроте восприятия той эпохи и отзывчивости на её идейно-художественные процессы.