Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Новости

115 лет со дня рождения Игоря Александровича Моисеева

21.01.2021

21 января 2021 года исполняется 115 лет со дня рождения российского, советского артиста балета, танцовщика, балетмейстера, хореографа и педагога, создателя первого в мире профессионального ансамбля народного танца Игоря Александровича Моисеева.

Творец танца Игорь Моисеев родился в Киеве в 1906 году, в семье адвоката Александра Моисеева, принадлежавшего к обедневшему дворянскому роду. Мать — Анна Грэн, полуфранцуженка, полурумынка, была модисткой по профессии. Родители познакомились в Париже. Там же Игорь Моисеев провёл несколько лет своего детства, что дало возможность изучить французский язык и свободно им владеть.

Согласно семейной легенде, балетом Игорь Моисеев стал заниматься по настоянию отца. Он посоветовал выбрать такое занятие в жизни, которое оберегало бы его от социальных катаклизмов, и предложил поступить в студию бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой. Через три месяца занятий Вера Ильинична отвела 14-летнего Игоря в школу Большого театра. Юный Игорь Моисеев сразу понял, что попал в свою стихию. Окончив класс у Александра Горского в 1924 году, был зачислен в труппу Большого театра.

В 1924–1939 годах Игорь Моисеев являлся солистом балета Государственного академического Большого театра. Исполнял партии Рауля в «Теолинде» на музыку Франца Шуберта (постановка Касьяна Голейзовского), Иосифа в «Иосифе Прекрасном» на музыку Сергея Василенко (постановка Касьяна Голейзовского), Раба в «Корсаре» на музыку французских композиторов (постановка Александра Горского), Футболиста в «Футболисте» на музыку Виктора Оранского (постановка Льва Лащилина и Игоря Моисеева), Мато в «Саламбо» на музыку Андрея Арендса (постановка Александра Горского).

Будучи солистом Большого театра, Игорь Моисеев сочинил свой первый танец. В 24 года он стал балетмейстером Большого театра, случай для театра уникальный и не имеющий себе равных для столь молодого артиста.

В Большом театре он поставил следующие балеты:

  • «Футболист» (1930) (совместно с Леонидом Жуковым и Львом Лащилиным);
  • «Тщетная предосторожность» (1930) (совместно с Асафом Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ);
  • «Саламбо» на музыку Андрея Арендса (1932);
  • «Три толстяка» на музыку Виктора Оранского (1935);
  • «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна (1958).

Он поставил танцы в операх «Загмуг», «Турандот», «Демон», «Любовь к трём апельсинам», «Кармен».

Игорь Моисеев был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади. В 1936 году заведовал хореографической частью Театра народного творчества. В 1937 году, заручившись поддержкой председателя СНК СССР Вячеслава Молотова, Игорь Моисеев создал первый в мире профессиональный ансамбль народного танца — Государственный ансамбль народного танца СССР. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года.

Будучи мастером классического танца, придумал новый жанр народно-сценической хореографии, разработав свою собственную систему, в основе которой лежал классический танец, соединённый с народным искусством. Первыми в ансамбль пришли артисты из самодеятельности, их было большинство, профессионалов — единицы. Перед ним стояла непростая задача, академиков — растанцевать, самодеятельность — образовать. Всё предстояло создавать впервые: сценические формы, почерк балетмейстера.

Ансамбль, созданный из любви к народному танцу, смог рассказать о культуре не только родной страны, но и всего мира.

Чтобы воплотить своё творческое видение, Игорь Моисеев объездил всю страну. Его танцы рождались из личных наблюдений. Создание танца могло отталкиваться и от самой народной музыки, и из наблюдений за бытовой жизнью людей разных народов, также он был увлечён изучением культур зарубежных стран.

За ансамблем закрепилась шутливая слава «сокрушителей паркета». Сотни каблуков танцоров, тысячи часов репетиций оставляли свои следы в снятых для ансамбля помещениях клубов.

В 1943 году он создал первую в стране профессиональную школу народного танца — хореографическую Школу-студию при Государственном академическом ансамбле народного танца, а в 1966 году организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне Государственный Академический Театр Классического Балета). В 1977 году Игорь Моисеев передал художественное руководство Владимиру Василёву, ученику Асафа Мессерера, а главным балетмейстером стала Наталия Касаткина, ученица Марины Семёновой. Приход новых руководителей принципиально изменил творческое направление труппы, которая из концертного коллектива превратилась в балетный театр.

Танцовщики Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, представлявшими СССР за рубежом: в Финляндии, Франции, Китае, на Ближнем Востоке в Ливане, Египте и Сирии, США, а также в странах Южной Америки и в Индии.

За уникальный вклад в развитие мировой культуры Игорь Моисеев был награждён орденами, медалями и почётными званиями десятков стран.

Он был лауреатом Государственных премий СССР (1942, 1947, 1952, 1985) и России (1995), Ленинской премии (1967). В 1976 году ему было присвоено звания Героя Социалистического труда. Награждён орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Ленина, Октябрьской революции, а также российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степеней. Среди иностранных наград — кавалер Болгарского ордена «Святого Александра с короной» (1945), Румынского ордена «Офицера культуры» (1945), Польского ордена «Полония Реститула» (1946), Югославского ордена «Братство и Единство» (1946), Монгольского ордена «Полярной Звезды» (1947), Венгерского ордена «Офицера культуры» I степени (1954), Ливанского ордена «Золотой Кедр» (1956), Венгерского ордена «Офицера культуры» II степени (1960), Монгольского ордена Сухэ-Батора (1976), Чехословацкого ордена «Белого Льва» (1980), Венгерского ордена «Офицера культуры» (1989), Командорского Креста ордена заслуги Республики Польша (1996), почётный орден Аргентины De Mayo Al Merito. Игорь Моисеев — Командор Венгерского Ордена (1997), Командор Испанского Ордена «За гражданские заслуги» (Орден вручён королем Испании Хуаном Карлосом II в мае 1997 года). В 1969 году он стал обладателем Американской премии журнала Dance Magazine в области танца.

Ему присвоены звания Почётного члена Народного собрания Франции и члена Французской академии музыки и танца (1955), Доктора наук Международной академии наук Сан-Марино (1993), Почётного профессора Пекинской академии хореографии КНР (1999).

Судьба даровала Игорю Александровичу Моисееву долгую, полную энергии жизнь длиною в 101 год. Наследие его гения продолжает жить до сих пор, «моисеевская» школа является уникальной в мировой исполнительской танцевальной культуре, не имеющей аналогов.

В фонде фотонегативов Российского национального музея музыки хранятся снимки, на которых запечатлены репетиции ансамбля блистательного мастера балета Игоря Моисеева, передающие яркую атмосферу и дух танца, огромное жизнелюбие мастера и преданность любимому ремеслу.

Н.А. Старикова, научный сотрудник Российского национального музея музыки

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.