1 августа исполняется 120 лет со дня рождения российского композитора и пианиста Александра Васильевича Мосолова (11 августа 1900, Киев — 12 июля 1973, Москва).
С 1903 года Александр Васильевич жил в Москве.
В 1925 году окончил Московскую консерваторию, где учился по классу фортепиано у Г.П. Прокофьева и К.Н. Игумнова, по классу композиции у Р.М. Глиэра и Н.Я. Мясковского.
С 1925 года — действительный член Ассоциации современной музыки, возглавлял секцию камерной музыки при концертной комиссии Государственной академии художественных наук, выступал как пианист, писал статьи о современной музыке (в том числе о творчестве П. Хиндемита).
В 1924–1928 гг. композитор создал около 30 опусов, среди них: Концерт для фортепиано с оркестром (1927), Симфония (1928; не сохранилась), камерные ансамбли, 5 фортепианных сонат (3-я не сохранилась), фортепианная сюита «Туркменские ночи» (1928), вокальные циклы «Три детские сценки» (на собственный текст) и «Четыре газетных объявления» (тексты из газеты «Известия»; оба 1926).
Яркий творческий взлет в 1920-е гг., связанный с идеями «новой музыки», в том числе с концепцией конструктивизма, активное участие в деятельности Ассоциации современной музыки сделали А.В. Мосолова известным в СССР и за рубежом. Его произведения исполнялись на родине (в концертах участвовали мать Мосолова (пианистка и певица Н. А. Кольцова) и его жена – пианистка Е. Ф. Колобова (1892–1948)), включались в программы западноевропейских музыкальных фестивалей. 1-й струнный квартет (1926) — единственное сочинение советского автора, исполненное на фестивале Международного общества современной музыки во Франкфурте-на-Майне (1927). Для фестиваля камерной оперы в Баден-Бадене им была написана одноактная опера «Герой» (1928; премьера не состоялась).
В 1920-х гг. Мосолов представлял одно из самых радикальных направлений русской музыки, в его творчестве нашла яркое выражение урбанистически-конструктивистская образность в стилевой манере авангардизма. Композитор имитировал средствами оркестра производственные звучания, а также предвосхищавшие конкретную музыку (вид авангардной музыки) шумовые эффекты (фабричные гудки, паровозные свистки, телефонные звонки). Пресса того времени характеризовала его 1-ю фортепианную сонату как «библию модернизма» (Н.А. Рославец), 4-ю — как воплощение «лихорадки современного делового города», квартет — как «переходную ступень» к «шумовой музыке» (А. Углов).
Особую известность приобрела оркестровая пьеса Мосолова «Завод. Музыка машин» (1927; в партитуру введена партия «железного листа») — часть сюиты из музыки балета «Сталь» (полностью балет не был написан). Впервые исполненная в 1927 в Москве (концерт к 10-летию Октября), пьеса вскоре прозвучала в городах Европы и США. На эту музыку осуществлены хореографические постановки: «Механический балет» (Голливуд, 1932, балетмейстер А.Р. Больм), «E=mc2» (Марсель, 1964).
В 1927 году началась травля Мосолова со стороны деятелей Российской ассоциации пролетарских музыкантов, некоторое время его произведения не исполнялись. Объектом уничтожающей критики стал, в частности, 4-й акт балета «Четыре Москвы» (1928-29; партитура утеряна). В феврале 1936 года музыкант был исключен из Союза композиторов, в ноябре 1937 арестован, обвинен в антисоветской пропаганде и заключен в Волголаг (Рыбинский район Ярославской области.
Пережив жизненный и творческий кризис, Мосолов радикально изменил свой стиль: усилилась лирическая и «фольклорная» направленность творчества, значительно упростился музыкальный язык. В ноябре 1942 года композитор вернулся в Москву.
Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы Мосоловым были созданы оперы «Сигнал» (1941) и «Маскарад» (1944, обе не поставлены), 2-й концерт для виолончели с оркестром, вокально-оркестровые сочинения на патриотические темы (кантата «Минин и Пожарский», оратории «Города-герои», «Москва», песни об Александре Невском, А.В. Суворове, М.И. Кутузове), Октябрьская кантата. В конце 1940-х — 1950-х гг. композитор собирал, исследовал и обрабатывал музыкальный фольклор Северного Кавказа. С 1964 года он подолгу жил в Архангельске, изучал севернорусский фольклор, сотрудничал с Северным русским народным хором (его руководитель Н.К. Мешко (1917–2008) была женой Мосолова). Написал около 150 произведений для хора а капелла (в их числе — циклы «Дороги фронтовые», «Колхозные поля»), а также для народного хора с оркестром народных инструментов. Последнее крупное сочинение Мосолова — 5-я симфония (1965).
В Музее музыки, в фондовой коллекции Мосолова Александра Васильевича, хранится множество музыкальных рукописей. Особо хотелось бы отметить рукопись одной из его знаменитых работ — оперы «Маскарад» по драме М.Ю. Лермонтова (1944 г).
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).