Любовь Фёдора Ивановича Шаляпина и Иоле Игнацио Лопрести Торнаги не имела географической привязки. Русский певец и итальянская прима-балерина познакомились в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге по просьбе мецената Саввы Мамонтова [1] Торнаги предложила Шаляпину перейти из Мариинского театра в Частную оперу, в селе Гагино они обвенчались, а жили в Москве. Молодожёны переехали на Долгоруковскую улицу [2] сразу после венчания в «маленькой сельской церковке», как писал сам Фёдор Иванович в мемуарах «Страницы из моей жизни». Выбор пал на крохотное Гагино, потому что недалеко от него, в имении Путятино, артисты Частной оперы, в том числе и Иоле с Фёдором, готовящем партию Бориса Годунова в одноимённой опере М.П. Мусоргского, проводили лето.
8 августа (27 июля по старому стилю) 1898 года бас и прима обвенчались в храме в честь Казанской иконы Божией Матери села Гагина. На свадьбе присутствовали музыканты, художники и артисты Частной оперы. Шаферами стали композитор Сергей Рахманинов и живописец Константин Коровин, а посажённым отцом — Савва Мамонтов.
В метрической книге Гагина сделали запись о том, что «…Крестьянин Фёдор Иоанов Шаляпин, православного вероисповедания, первым браком», сочетается с невестой, которая «итальянская подданная Иола Игнатьевна Лопрести, католического вероисповедания, первым браком» [3]. Так, с лёгкой руки священнослужителей, Иоле Игнацио стала Иолой Игнатьевной, именно так супругу Шаляпина стали называть в России.
После венчания все праздновали. Из воспоминаний актрисы Елены Рожанской-Винтер: «Вечером состоялся пир, все были веселы, беззаботны, пили, по традиции, шампанское и затеяли концерт. Сергей Васильевич (прим. Рахманинов) играл танцы из балета Чайковского «Щелкунчик», Коровин пел арию Зибеля из «Фауста», карикатурно копируя исполнительниц этой партии. Мамонтов забавлял шуточными рассказами. Затем пели хором, ходили ночью по освещенным луной аллеям нашего сада и разошлись почти на рассвете». [4]
Поспать молодожёнам не удалось, потому что с утра их разбудили звуки оригинальной музыкальной композиции. Шаляпин вспоминал: «Поутру, часов в шесть, у окна моей комнаты разразился адский шум — толпа друзей с С.И. Мамонтовым во главе исполняла концерт на печных вьюшках, железных заслонах, на ведрах и каких-то пронзительных свистульках… — Какого черта вы дрыхнете? — кричал Мамонтов. — В деревню приезжают не для того, чтоб спать. Вставайте, идем в лес за грибами. И снова колотили в заслоны, свистели, орали. А дирижировал этим кавардаком С.В. Рахманинов». [5]
Кроме воспоминаний, остались и вещественные свидетели тех дней — восковые венчальные свечи, украшенные искусственными цветами померанцевого дерева и атласными лентами, их бережно хранили дети четы. Сейчас они являются экспонатами Музея-усадьбы Ф.И. Шаляпина на Новинском бульваре.
[1] «Ф.И. Шаляпин. Том 2» https://wysotsky.com/0009/346.htm
[2] «Ф.И. Шаляпин. Том 1» https://wysotsky.com/0009/345.htm#rn_1094
[3] «Летопись и творчество Ф.И. Шаляпина. Том 1», стр.143
[4] «Ф.И. Шаляпин. Том 2» https://wysotsky.com/0009/346.htm
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).