21 января исполняется 132 года со дня рождения крупнейшего русского музыканта первой половины XX столетия Николая Семёновича Голованова (1891–1953). Он получил известность, прежде всего, как оперный и симфонический дирижёр; стоял у истоков советского музыкального радиовещания (в 1920-е годы организовал радиотрансляции классической музыки, а с 1937 года возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио); был профессором Московской консерватории (вёл оркестровый и оперный классы), композитором и пианистом-аккомпаниатором выдающейся певицы Антонины Неждановой; увлечённым коллекционером. Музыканты, работавшие под началом Голованова, вспоминали его кипучий темперамент, ведь он следовал своему девизу: «…лучше сгореть ярко и пламенно, чем тлеть бесследно».
Между тем, день рождения музыканта вошёл в историю своими небывалыми московскими морозами… Будущий дирижёр родился в бедной мещанской семье, его родители были выходцами из крестьян Симбирской губернии. В 1900 году, выдержав огромный конкурс (360 кандидатов на 30 мест), Голованов поступил в Синодальное училище церковного пения. Он обладал прекрасным голосом, и сразу был зачислен в солисты-исполатчики знаменитого Синодального хора, певшего в древнем Успенском соборе Московского Кремля. Позже музыкант вспоминал: «Синодальное училище дало мне всё: моральные принципы, жизненные устои, … священную любовь к труду». Именно в стенах училища проявился композиторский талант юного Голованова: для Синодального хора он написал свои первые произведения. Церковную музыку музыкант создавал на протяжении всей своей жизни, а православие всегда оставалось его духовной опорой и источником вдохновения.
1910-е годы – время профессионального становления Голованова: своё образование он продолжил в Московской консерватории на кафедре свободного сочинительства; ему посчастливилось общаться с великими музыкантами: Рахманиновым, Скрябиным, Танеевым, Ипполитовым-Ивановым.
С 1915 года жизнь музыканта была тесно связана с Большим театром: вначале он служил хормейстером, а в 1919 году дебютировал как оперный дирижёр. Основу репертуара Голованова всегда составляла русская классика; исполнители сравнивали дирижёрскую манеру маэстро с «размашистым коровинским мазком» – он мог «живописать звуками». За три последние постановки (оперы «Борис Годунов», «Садко» и «Хованщина») он был награждён Сталинской премией I степени, с 1948 года являлся главным дирижёром и художественным руководителем Большого театра (до сих пор его называют «главным дирижёром Советского Союза»). Служение в Театре было непростым периодом в жизни дирижёра: трижды его увольняли, но всегда рядом с ним была его супруга и муза Антонина Нежданова – «Лебедь русской сцены». Голованов был бессменным аккомпаниатором певицы и написал для неё множество романсов на тексты поэтов Серебряного века.
Композиторское наследие и архив дирижёра бережно хранятся в фондах Российского национального музея музыки. Музей-квартира Н.С. Голованова (Брюсов переулок, д.7) славится уникальной коллекцией живописи; она открыта для всех, кто хочет приблизиться к миру музыканта, посвятившего свою жизнь служению отечественному музыкальному искусству.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).