21 января исполняется 133 года со дня рождения крупнейшего русского музыканта первой половины XX столетия Николая Семёновича Голованова (1891–1953). Он получил известность, прежде всего, как оперный и симфонический дирижёр; стоял у истоков советского музыкального радиовещания (в 1920-е годы организовал радиотрансляции классической музыки, а с 1937 года возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио); был профессором Московской консерватории (вёл оркестровый и оперный классы), композитором и пианистом-аккомпаниатором выдающейся певицы Антонины Неждановой; увлечённым коллекционером. Музыканты, работавшие под началом Голованова, вспоминали его кипучий темперамент, ведь он следовал своему девизу: «…лучше сгореть ярко и пламенно, чем тлеть бесследно».
Между тем, день рождения музыканта вошёл в историю своими небывалыми московскими морозами… Будущий дирижёр родился в бедной мещанской семье, его родители были выходцами из крестьян Симбирской губернии. В 1900 году, выдержав огромный конкурс (360 кандидатов на 30 мест), Голованов поступил в Синодальное училище церковного пения. Он обладал прекрасным голосом, и сразу был зачислен в солисты-исполатчики знаменитого Синодального хора, певшего в древнем Успенском соборе Московского Кремля. Позже музыкант вспоминал: «Синодальное училище дало мне всё: моральные принципы, жизненные устои, … священную любовь к труду». Именно в стенах училища проявился композиторский талант юного Голованова: для Синодального хора он написал свои первые произведения. Церковную музыку музыкант создавал на протяжении всей своей жизни, а православие всегда оставалось его духовной опорой и источником вдохновения.
1910-е годы – время профессионального становления Голованова: своё образование он продолжил в Московской консерватории на кафедре свободного сочинительства; ему посчастливилось общаться с великими музыкантами: Рахманиновым, Скрябиным, Танеевым, Ипполитовым-Ивановым. С 1915 года жизнь музыканта была тесно связана с Большим театром: вначале он служил хормейстером, а в 1919 году дебютировал как оперный дирижёр. Основу репертуара Голованова всегда составляла русская классика; исполнители сравнивали дирижёрскую манеру маэстро с «размашистым коровинским мазком» – он мог «живописать звуками». За три последние постановки (оперы «Борис Годунов», «Садко» и «Хованщина») он был награждён Сталинской премией I степени, с 1948 года являлся главным дирижёром и художественным руководителем Большого театра (до сих пор его называют «главным дирижёром Советского Союза»). Служение в Театре было непростым периодом в жизни дирижёра: трижды его увольняли, но всегда рядом с ним была его супруга и муза Антонина Нежданова. Голованов был бессменным аккомпаниатором певицы и написал для неё множество романсов на тексты поэтов Серебряного века, некоторые из них представлены на выставке «Царица русской оперы» в Музее-квартире Н.С. Голованова.
Композиторское наследие и архив дирижёра бережно хранятся в фондах Российского национального музея музыки. В 2024 году исполняется 50 лет со дня открытия Музея-квартиры Н.С. Голованова (Брюсов переулок, д.7). В Музее сосредоточено богатейшее культурное наследие – музыкальные и литературные рукописи, в том числе автографы Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, Б.В. Асафьева; коллекция произведений искусства – картины И.К. Айвазовского, А.М. Васнецова, В.В. Верещагина, М.А. Врубеля, А.Я. Головина, П.П. Кончаловского, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, Л.О. Пастернака, В.Д. Поленова, С.А. Сорина, К.Ф. Юона и других выдающихся русских художников. Библиотека Голованова насчитывает более трех тысяч изданий – ноты, книги о музыке, о русском и западноевропейском искусстве и истории театра, редкие издания, книги на церковнославянском языке, художественная литература. Николаем Семеновичем собрана богатейшая коллекция русских икон XVI–XIX веков, живопись мастеров голландской школы XVI века, итальянской школы XVIII века. Эти произведения наряду с личными вещами дирижера представлены в экспозиции Музея-квартиры, открывшего свои двери для посетителей в 1974 году.
В Музее-квартире Н.С. Голованова ведется активная выставочная, концертная, просветительская деятельность. Так, совместно с телерадиокомпаний «Орфей» в рамках проекта «Возрождаем наследие великих русских композиторов», был снят документальный фильм о Н.С. Голованове; прошел ряд мастер-классов с участием выдающихся дирижеров; издана книга «Николай Голованов и его время», подготовленная научными сотрудниками Музея музыки. В издании опубликованы автобиография, дневниковые записи Н.С. Голованова, его воспоминания о режиссерах и исполнителях, с которыми он сотрудничал, приведены статьи музыканта об оперном искусстве и дирижировании, приведен ряд фотографий, многие из которых опубликованы впервые. Музеем музыки подготовлен и издан сборник «Романсы Н.С. Голованова», выпущены CD-диски с записями созданных музыкантов романсов и духовных произведений.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).