Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

140 лет со дня смерти Алексея Фёдоровича Львова

28.12.2020

140 лет назад, 28 декабря 1880 года, в своём имении близ Ковно (ныне – Каунас) скончался Алексей Фёдорович Львов. Родившись в 1798 году, Алексей Львов прожил долгую жизнь; он был известен и как выдающийся государственный деятель, тайный советник, сенатор, флигель-адъютант, кавалер российских и зарубежных орденов, и как инженер, выпускник Института путей сообщения, и как талантливый музыкант, скрипач, композитор. Этот человек, наделённый множеством талантов, навеки остался в истории России как автор национального российского гимна «Боже, царя храни».

Алексей Львов не был дилетантом-самоучкой: он получил блестящее музыкальное образование. Он учился игре на скрипке у первого скрипача Императорских театров Франца Бёма, у которого также учились Михаил Глинка и Алексей Верстовский. Уже в семилетнем возрасте мальчик играл на скрипке в домашних условиях. Служба в должности инженера-путейца не мешала занятиям музыкой, но положение видного государственного чиновника не давало возможности выступать публично. Однако в музыкальных салонах  Алексей Львов прославился как скрипач-виртуоз. С 1835 года в доме Алексея Фёдоровича устраивались квартетные собрания, в которых хозяин играл вместе с Людвигом Маурером и братьями Михаилом и Матвеем Виельгорскими. Только во время заграничных путешествий Алексей Львов мог выступать на сцене и снискал славу выдающегося скрипача, солиста и ансамблиста. Своему сочинению — 24 каприса для скрипки соло — композитор предпослал методическое пособие «Советы начинающему играть на скрипке». Концерт для скрипки с оркестром Алексея Львова пользовался популярностью, чего нельзя было сказать об операх, которые успеха не имели. 

В 1833 году Алексей Львов сопровождал Николая I во время его визита в Австрию и Пруссию, где русского царя встречали национальными гимнами. По возвращении Алексей Львов получил от царя заказ на сочинение русского гимна, и уже в декабре того же года прозвучал новый гимн на слова Василия Жуковского под названием «Молитва русского народа», ставший вплоть до февраля 1917 года национальным гимном России.

Гимн «Боже царя храни» был известен в различных переложениях — для фортепиано, для хора с сопровождением и a cappella, в переложении Гуго Варлиха для духового оркестра и даже в виде знаменного распева для церковного хора. Сам Алексей Львов использовал его и в собственной опере на сюжет из истории войны 1812 года «Русский мужичок и французские мародёры».

Музыка гимна как символ России прозвучала в сочинениях других композиторов. Например, в увертюрах Петра Чайковского: «1812 год», «Торжественная увертюра на датский гимн». Композитор использовал музыку гимна также в «Славянском марше» и «Коронационном марше». 

В фондах Музея музыки хранятся как светские (редчайшее издание оперы «Русский мужичок и французские мародёры»), так и духовные, написанные во время службы в должности директора придворной певческой капеллы, музыкальные сочинения Алексея Львова. Среди сочинений Алексея Фёдоровича для церкви в фондах музея хранится составленный им «Круг простого церковного пения» — своеобразный регламент богослужебного пения, обязательный для всех церквей России.

Изображений самого Алексея Львова в фондах музея немного, но один литографированный портрет особенно интересен сопровождающими надписями — нотной строкой из его Скрипичного концерта, факсимильной подписью и надписью «авторъ Русскаго Гимна: "Боже! Царя Храни!"...... онъ же композиторъ во многихъ произведений для Церковных Хоровъ; он - же дивный скрипачъ б. Директоръ придворной певческой Капеллы». В этой краткой надписи заключено главное значение Алексея Львова для русской музыки.

Н.Ю. Тартаковская, главный эксперт по фондам Российского национального музея музыки