Оригинал рукописи оперы «Орлеанская дева», посвященной самому любимому историческому персонажу Чайковского – Жанне д’Арк можно будет увидеть в постоянной экспозиции «Чайковский и мир».
В августе 1879 года, спустя девять месяцев напряженной работы, Чайковский, наконец, ставит точку – пишет последнюю ноту в произведении.
Вдохновленный сюжетом французской истории 15 века Чайковский сразу после написания «Евгения Онегина» взялся за сочинение новой оперы «Орлеанская дева».
Композитор решил доказать коллегам, и прежде всего себе самому, что после «Евгения Онегина», написанного в жанре «лирических сцен», он сможет создать историческое монументальное полотно в жанре grand opera. Либретто композитор писал сам, и давалось оно нелегко. Вконец измученный Чайковский однажды просто пожаловался, что музыкальной стороной доволен, но относительно текста – «трудно передать, до чего я утомляюсь». Помимо драмы Шиллера и перевода Жуковского, композитор привлек другие исторические и литературные источники. В итоге в опере появились новые сюжетно-сценические линии и образы, придуманные Чайковским.
С 14 августа в Музее П.И. Чайковского в Москве будут представлены артефакты, посвященные опере «Орлеанская дева».
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).