Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

151 год со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина

13.02.2024

13 февраля (1 февраля по ст. стилю) 1873 года в крестьянской семье родился Федор Шаляпин. Наверное, не существует человека, который бы никогда не слышал имя или голос знаменитого певца. Пригласить Федора Ивановича к себе считали почетным крупнейшие оперные театры мира. Прославленному артисту рукоплескала самая требовательная публика.

 Шаляпин, появившийся на свет в Суконной слободе, в самой бедной части города Казани, можно сказать, сделал себя сам. В многочисленных биографиях и описаниях жизни и творчества артиста рассказывается о том, с какой самоотдачей он работал над ролями. Легкомысленного отношения к профессии не терпел.

Федор Иванович представил публике множество своих перевоплощений, но роль царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов» – одна из его самых любимых. А первая роль, прославившая Шаляпина, – роль Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Она была написана Римским-Корсаковым в 1873 году. Автор остался недоволен первоначальным вариантом, поэтому произведение еще дважды переделывалось. В 1892 году появился окончательный вариант оперы, премьера которой состоялась в декабре 1896 года.

Еще работая в Императорских театрах, где стремились ставить преимущественно итальянские или французские оперы, Федор Иванович неоднократно предлагал вводить в репертуар произведения русских композиторов, что вызывало критику и враждебность по отношению к нему и у руководства театра, и у публики. Кроме того, многие артисты считали, что в опере, выходя на сцену, достаточно просто хорошо петь. Но Шаляпин не боялся ломать эти стереотипы: обладая прекрасным вокалом, он в каждой роли оттачивал еще и актерское мастерство. Опера «Псковитянка» «…открыла предо мною возможность соединения лирики и драмы…» – писал артист. Роль Ивана Грозного поначалу не давалась ему. Федор Иванович задал неверный тон, из-за чего на сцене, по его собственному выражению, «…разлилась невообразимая скука и тоска…». После нескольких неудачных репетиций певец разорвал ноты, что-то сломал на сцене и разрыдался в гримерке. После совета Саввы Мамонтова играть и произносить фразы не вкрадчиво, а сильнее, роль Грозного начала получаться. «…Я сразу понял свою ошибку. Да, Грозный был ханжа, но он был Грозный. Выскочив на сцену, я переменил тон роли и почувствовал, что взял верно. Все оживилось. Артисты, подавая реплики на мой "грозный" тон, тоже изменили отношение к ролям…» – вспоминал Шаляпин. Но он не был бы самим собой, если бы досконально не проработал внешний вид персонажа. Артист посещал Третьяковскую галерею, изучал работы Репина и Шварца, скульптуру Антокольского, чтобы понять, как должен выглядеть грим Ивана Грозного. Самое большое впечатление на него произвел портрет работы Васнецова, на котором «…Царь огненным темным глазом смотрит куда-то в сторону…».

На премьере Шаляпин выехал на сцену верхом на лошади, все ожидали традиционной арии, но занавес опустился только под звуки музыки. Это вызвало недоумение, однако зрители почувствовали глубокий смысл немой картины и разразились дружными аплодисментами.

Примерно в то же время Модест Мусоргский пишет оперное сочинение «Борис Годунов». Работа над ним была закончена в 1874 году. Одной из самых ярких постановок оперы стала ее премьера на сцене Русской частной оперы в Москве в 1898 году. Партию царя Бориса исполнил Федор Иванович. В тот год в театре шла подготовка к нескольким постановкам, но именно роль Бориса Годунова занимала Шаляпина более всех остальных. Вместе с дирижером Рахманиновым он проходил музыкальную часть оперы, свою партию знал отлично. Однако драматическая часть у артиста не шла. На репетициях он не мог найти верных движений, интонации голоса. «Первое появление артиста должно приковать внимание к нему зрителей, а у меня получается вяло, что-то искусственно вяжет меня по рукам и ногам… О, проклятье! Боже, дай силы мне!» – с досадой восклицал певец. Попытки раскрыть сценический образ продолжались и дома, а Федор Шаляпин все так же не был удовлетворен результатом. На одной из генеральных репетиций, уже в костюмах и с декорациями, он несколько раз начинал исполнение партии Бориса, но каждый раз прекращал, уходя за кулисы. Когда напряжение и раздражение от бесконечных выходов Годунова достигло апогея, певец бросился в гримерную, там у него снова показались слезы. Грим размазался по лицу, парик и борода валялись на полу. Шаляпин был уверен, что сыграть эту роль не сможет. И вновь ему на помощь пришел Савва Иванович Мамонтов. «Ну пойми только одно. Ведь ты достиг высшей власти. Ты царь, коронованный по всем правилам. Зачем тебе выступать, как боярину, кичащемуся своим званием, положением, родом? Зачем лезть из кожи Годунову, строить выскочку, хозяина в поддевке, самодура? Выходи проще» – сказал он.

После этих слов Федор Иванович изменился буквально на глазах, выражение его лица стало более твердым. Он переосмыслил роль. Репетиция вновь возобновилась, и теперь на сцене появился уже совсем иной царь Борис. Он вышел медленно, торжественно. В его взгляде, в движении, в спокойном голосе сквозила сила и неограниченная власть. Образ царя, все еще самодержца, но уже обреченного, у Шаляпина наконец-то получился. После этой репетиции ему аплодировали настолько громко, что последних аккордов музыки уже не было слышно.

Вот так – в муках и переживаниях – рождались художественные образы Федора Шаляпина. Его друг, сценограф Русской частной оперы художник Константин Коровин отзывался о творчестве певца: «Шаляпин в Грозном был изумителен. Как бы вполне обрел себя в образе сурового русского царя, как бы приял в себя его неспокойную душу. Шаляпина не было на сцене, был оживший Грозный… Таков же он был и в «Борисе Годунове»… Помню первое впечатление. Я слушал как Шаляпин пел Бориса из ложи Теляковского. Это было совершенно и восхитительно… Публика была потрясена. Вызовам, крикам и аплодисментам не было конца. Артисты это называют «войти в роль». Но Шаляпин больше, чем входил в роль, – он поистине перевоплощался. В этом была тайна его души, его гения».

Федору Ивановичу в это время не было еще и 30 лет. Впереди у него много триумфов и побед, удачных спектаклей и аплодисментов публики. Однако на долгие годы именно образы Ивана Грозного и Бориса Годунова станут эталоном прочтения роли и визитной карточкой прославленного на весь мир Шаляпина.

 

Специалист отдела «Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина»

>Малинникова С.В.