Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

155 лет со дня рождения композитора Александра Константиновича Глазунова

10.08.2020
155 лет со дня рождения композитора Александра Константиновича Глазунова

10 августа исполняется 155 лет со дня рождения композитора Александра Константиновича Глазунова. Его жизненный и творческий путь полон парадоксов, которые, возможно, до сих пор мешают в полной мере оценить и масштаб дарования музыканта, и созданные им произведения. Несмотря на очевидные способности, феноменальный слух и уникальную память, к специальным занятиям музыкой Глазунов приступил лишь в девятилетнем возрасте. Он занимался частным образом у Н.А. Римского-Корсакова. Творческий рост молодого музыканта был настолько стремительным, что в шестнадцатилетнем возрасте он написал Первую симфонию, вскоре исполненную, опубликованную и привлекшую серьёзное внимание художественной общественности. Последовавшие за ней Вторая и Третья симфонии, симфонические поэмы «Стенька Разин», «Кремль», «Море», струнные квартеты, фортепианные сочинения принесли Глазунову широкую известность, но вместе с тем не дали ему заявить о себе как о композиторе первого ряда. Глубоко сочувствовавший Глазунову Чайковский писал: «Я большой поклонник Вашего таланта: я ужасно ценю и высоко ставлю серьёзность Ваших стремлений, Вашу артистическую, так сказать, честность. И вместе с тем я часто задумываюсь, по поводу Вас. Чувствую, что от чего-то, от каких-то исключительных влечений, от какой-то односторонности, в качестве старшего и любящего Вас друга, нужно Вас предостеречь, — а что именно сказать Вам, ещё не знаю. Вы для меня во многих отношениях загадка. У Вас есть гениальность, но что-то мешает Вам развернуться в ширь и глубь. От Вас ждёшь чего-то необычайного, но ожидания эти оправдываются лишь в известной мере». Чайковский не застал расцвет композиторского таланта Глазунова, наступивший на рубеже XIX-XX веков, когда были созданы Пятая симфония (1895), балет «Раймонда» (1896–1897) и Концерт для скрипки с оркестром (1904), ставшие самыми часто исполняемыми сочинениями композитора. В последние годы жизни, находясь в эмиграции во Франции, верный традициям своих предшественников и учителей, Глазунов, тем не менее, сделал попытку говорить на музыкальном языке новой эпохи, написав Квартет для четырёх саксофонов (1932) и Концерт для саксофона со струнным оркестром (1934). Особой вехой в жизни Глазунова стало многолетнее директорство в Санкт-Петербургской (а затем Петроградской и Ленинградской) консерватории. Заняв этот пост в период революционной смуты 1905 года, он с честью выдержал все дальнейшие испытания, обеспечив возможность нормальной работы первой русской консерватории в период войн и общественных волнений. Именно при Глазунове консерваторию окончили два великих русских композитора XX века — С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович. И одного, и другого Глазунов активно поддерживал во время учёбы, хотя творчески они не были ему близки. Из обширного композиторского наследия Глазунова, включающего восемь симфоний, семь квартетов, три балета и десятки других сочинений, востребована лишь небольшая часть. Как и для Чайковского, фигура этого композитора остаётся для нас загадкой. Будем надеяться, что будущие поколения музыкантов и слушателей найдут ключ к его наследию и откроют для себя в нём новый прекрасный мир.