10 августа исполняется 155 лет со дня рождения композитора Александра Константиновича Глазунова. Его жизненный и творческий путь полон парадоксов, которые, возможно, до сих пор мешают в полной мере оценить и масштаб дарования музыканта, и созданные им произведения. Несмотря на очевидные способности, феноменальный слух и уникальную память, к специальным занятиям музыкой Глазунов приступил лишь в девятилетнем возрасте. Он занимался частным образом у Н.А. Римского-Корсакова. Творческий рост молодого музыканта был настолько стремительным, что в шестнадцатилетнем возрасте он написал Первую симфонию, вскоре исполненную, опубликованную и привлекшую серьёзное внимание художественной общественности. Последовавшие за ней Вторая и Третья симфонии, симфонические поэмы «Стенька Разин», «Кремль», «Море», струнные квартеты, фортепианные сочинения принесли Глазунову широкую известность, но вместе с тем не дали ему заявить о себе как о композиторе первого ряда. Глубоко сочувствовавший Глазунову Чайковский писал: «Я большой поклонник Вашего таланта: я ужасно ценю и высоко ставлю серьёзность Ваших стремлений, Вашу артистическую, так сказать, честность. И вместе с тем я часто задумываюсь, по поводу Вас. Чувствую, что от чего-то, от каких-то исключительных влечений, от какой-то односторонности, в качестве старшего и любящего Вас друга, нужно Вас предостеречь, — а что именно сказать Вам, ещё не знаю. Вы для меня во многих отношениях загадка. У Вас есть гениальность, но что-то мешает Вам развернуться в ширь и глубь. От Вас ждёшь чего-то необычайного, но ожидания эти оправдываются лишь в известной мере». Чайковский не застал расцвет композиторского таланта Глазунова, наступивший на рубеже XIX-XX веков, когда были созданы Пятая симфония (1895), балет «Раймонда» (1896–1897) и Концерт для скрипки с оркестром (1904), ставшие самыми часто исполняемыми сочинениями композитора. В последние годы жизни, находясь в эмиграции во Франции, верный традициям своих предшественников и учителей, Глазунов, тем не менее, сделал попытку говорить на музыкальном языке новой эпохи, написав Квартет для четырёх саксофонов (1932) и Концерт для саксофона со струнным оркестром (1934). Особой вехой в жизни Глазунова стало многолетнее директорство в Санкт-Петербургской (а затем Петроградской и Ленинградской) консерватории. Заняв этот пост в период революционной смуты 1905 года, он с честью выдержал все дальнейшие испытания, обеспечив возможность нормальной работы первой русской консерватории в период войн и общественных волнений. Именно при Глазунове консерваторию окончили два великих русских композитора XX века — С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович. И одного, и другого Глазунов активно поддерживал во время учёбы, хотя творчески они не были ему близки. Из обширного композиторского наследия Глазунова, включающего восемь симфоний, семь квартетов, три балета и десятки других сочинений, востребована лишь небольшая часть. Как и для Чайковского, фигура этого композитора остаётся для нас загадкой. Будем надеяться, что будущие поколения музыкантов и слушателей найдут ключ к его наследию и откроют для себя в нём новый прекрасный мир.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).