Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Новости

155 лет со дня рождения русского композитора Василия Сергеевича Калинникова

13.01.2021

Сегодня, 13 января, исполняется 155 лет со дня рождения русского композитора Василия Сергеевича Калинникова.

Музыкальное дарование Василия Калинникова проявилось ещё в раннем детстве: мальчиком в родном селе Воин (Орловская губерния) он посещал занятия по музыкальной грамоте и игре на скрипке, а в 14 лет стал руководителем хора орловской семинарии, где получал общее образование. В 1884 году музыкальные способности и умения Василия Сергеевича (отличный музыкальный слух, общая музыкальность, неплохая музыкально-теоретическая подготовка, двухлетний стаж работы регентом) позволили ему поступить в подготовительные классы при Московской консерватории, где он проучился только семестр (из-за неуплаты). Своё дальнейшее обучение юноша продолжил по стипендии в недавно открытом Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (также известного как «вторая консерватория» или «консерватория Шостаковского» по имени её основателя и первого директора Петра Адамовича Шостаковского). По одной из версий, в училище Василия Сергеевича Калинникова «сманила» перешедшая туда группа педагогов и товарищей по учёбе.

В Филармоническом училище музыкант проучился почти 7,5 лет (с января 1885 года по май 1892 года). Его наставниками по музыкально-теоретическим дисциплинам были Александр Александрович Ильинский (полифония), Павел Иванович Бларамберг (оркестровка и свободное сочинение) и Семён Николаевич Кругликов (гармония). Последний стал для юноши не только педагогом, но и идейным воспитателем, а затем и близким другом, который не единожды оказывал юному композитору как моральную, так и материальную поддержку.

Помимо занятий по музыкальной теории, Василий Калинников практиковался в игре на фортепиано, скрипке, литаврах, а также фаготе. На этих инструментах композитор периодически играл в различных театральных оркестрах, что совместно с перепиской нот и частными уроками давало ему небольшой, но стабильный доход, так как бедственное материальное положение его семьи не позволяло музыканту слишком полагаться на родителей. А после смерти отца, в 1888 году, уже он сам старался помогать своей осиротевшей семье, одновременно обеспечивая молодую жену и брата Виктора — также студента Филармонического училища, впоследствии видного московского композитора и педагога.

В 1892 году Василий Сергеевич пробовался на пост дирижёра оркестра Малого театра. Музыкант достойно выдержал испытания по композиции, гармонизации и аккомпанированию, получив одобрительный отзыв входившего в комиссию Петра Ильича Чайковского. В то же время дирижёрские навыки Василия Калинникова были признаны «непрактичными», потому должности в Малом театре он не получил, однако, в следующем году был назначен помощником дирижёра в Итальянском театре.

К этому же периоду относится активная деятельность Василия Сергеевича Калинникова как анонимного рецензента, чьи отзывы в основном касались текущей концертной и музыкально-театральной жизни Москвы, но порой останавливались и на более существенных и принципиальных вопросах (например, необходимость объективной критики). Однако самого Василия Калинникова рецензентская деятельность тяготила: в критике он не видел своего призвания и занимался ею исключительно по заданию Петра Адамовича Шостаковского.

Без сомнения, такой талантливый и трудоспособный человек, как Василий Калинников, со временем нашёл бы видное поприще для музыкальной деятельности. Однако здоровье композитора, серьезно подорванное ещё в студенческие годы, не позволило ему остаться в Москве. Осенью 1893 года по рекомендации врачей композитор с женой уехал в Ялту: местный климат должен был помочь в лечении прогрессирующего туберкулёза. В Крыму он и провёл последние годы жизни, в основном полагаясь на финансовую поддержку своих друзей. Несмотря на серьезную болезнь, композитор регулярно сочинял и к моменту смерти собрал вокруг себя некоторое количество преданных его творчеству поклонников.

Музыкальное наследие Василия Сергеевича Калинникова включает в себя фортепианные, вокальные и хоровые сочинения. Однако наибольших достижений композитор достиг в области симфонической музыки, которая выделяется интересными фактурными эффектами и красочной оркестровкой. Известность Василию Калинникову как композитору принесла его Первая симфония (1894–1895), которая сразу вошла в постоянный оркестровый репертуар. Также хорошо известны его симфонические картины: «Нимфы» (1889), «Кедры и пальма» (1897–1898), а также эпическая поэма «Былина» (1892).

В фондах Российского национального музея музыки содержится большое количество документов, связанных с именем Василия Сергеевича  Калинникова, включая отдельную коллекцию (Ф.58), куда входит большое количество музыкальных рукописей, эпистолярий композитора и ряд фотоматериалов. Некоторые из этих документов представлены ниже.

А.С. Кривцова, научный сотрудник Российского национального музея музыки