Сегодня, 13 января, исполняется 155 лет со дня рождения русского композитора Василия Сергеевича Калинникова.
Музыкальное дарование Василия Калинникова проявилось ещё в раннем детстве: мальчиком в родном селе Воин (Орловская губерния) он посещал занятия по музыкальной грамоте и игре на скрипке, а в 14 лет стал руководителем хора орловской семинарии, где получал общее образование. В 1884 году музыкальные способности и умения Василия Сергеевича (отличный музыкальный слух, общая музыкальность, неплохая музыкально-теоретическая подготовка, двухлетний стаж работы регентом) позволили ему поступить в подготовительные классы при Московской консерватории, где он проучился только семестр (из-за неуплаты). Своё дальнейшее обучение юноша продолжил по стипендии в недавно открытом Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (также известного как «вторая консерватория» или «консерватория Шостаковского» по имени её основателя и первого директора Петра Адамовича Шостаковского). По одной из версий, в училище Василия Сергеевича Калинникова «сманила» перешедшая туда группа педагогов и товарищей по учёбе.
В Филармоническом училище музыкант проучился почти 7,5 лет (с января 1885 года по май 1892 года). Его наставниками по музыкально-теоретическим дисциплинам были Александр Александрович Ильинский (полифония), Павел Иванович Бларамберг (оркестровка и свободное сочинение) и Семён Николаевич Кругликов (гармония). Последний стал для юноши не только педагогом, но и идейным воспитателем, а затем и близким другом, который не единожды оказывал юному композитору как моральную, так и материальную поддержку.
Помимо занятий по музыкальной теории, Василий Калинников практиковался в игре на фортепиано, скрипке, литаврах, а также фаготе. На этих инструментах композитор периодически играл в различных театральных оркестрах, что совместно с перепиской нот и частными уроками давало ему небольшой, но стабильный доход, так как бедственное материальное положение его семьи не позволяло музыканту слишком полагаться на родителей. А после смерти отца, в 1888 году, уже он сам старался помогать своей осиротевшей семье, одновременно обеспечивая молодую жену и брата Виктора — также студента Филармонического училища, впоследствии видного московского композитора и педагога.
В 1892 году Василий Сергеевич пробовался на пост дирижёра оркестра Малого театра. Музыкант достойно выдержал испытания по композиции, гармонизации и аккомпанированию, получив одобрительный отзыв входившего в комиссию Петра Ильича Чайковского. В то же время дирижёрские навыки Василия Калинникова были признаны «непрактичными», потому должности в Малом театре он не получил, однако, в следующем году был назначен помощником дирижёра в Итальянском театре.
К этому же периоду относится активная деятельность Василия Сергеевича Калинникова как анонимного рецензента, чьи отзывы в основном касались текущей концертной и музыкально-театральной жизни Москвы, но порой останавливались и на более существенных и принципиальных вопросах (например, необходимость объективной критики). Однако самого Василия Калинникова рецензентская деятельность тяготила: в критике он не видел своего призвания и занимался ею исключительно по заданию Петра Адамовича Шостаковского.
Без сомнения, такой талантливый и трудоспособный человек, как Василий Калинников, со временем нашёл бы видное поприще для музыкальной деятельности. Однако здоровье композитора, серьезно подорванное ещё в студенческие годы, не позволило ему остаться в Москве. Осенью 1893 года по рекомендации врачей композитор с женой уехал в Ялту: местный климат должен был помочь в лечении прогрессирующего туберкулёза. В Крыму он и провёл последние годы жизни, в основном полагаясь на финансовую поддержку своих друзей. Несмотря на серьезную болезнь, композитор регулярно сочинял и к моменту смерти собрал вокруг себя некоторое количество преданных его творчеству поклонников.
Музыкальное наследие Василия Сергеевича Калинникова включает в себя фортепианные, вокальные и хоровые сочинения. Однако наибольших достижений композитор достиг в области симфонической музыки, которая выделяется интересными фактурными эффектами и красочной оркестровкой. Известность Василию Калинникову как композитору принесла его Первая симфония (1894–1895), которая сразу вошла в постоянный оркестровый репертуар. Также хорошо известны его симфонические картины: «Нимфы» (1889), «Кедры и пальма» (1897–1898), а также эпическая поэма «Былина» (1892).
В фондах Российского национального музея музыки содержится большое количество документов, связанных с именем Василия Сергеевича Калинникова, включая отдельную коллекцию (Ф.58), куда входит большое количество музыкальных рукописей, эпистолярий композитора и ряд фотоматериалов. Некоторые из этих документов представлены ниже.
А.С. Кривцова, научный сотрудник Российского национального музея музыки
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).