Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Новости

160 лет со дня рождения Георгия Львович Катуара

27.04.2021

27 апреля исполняется 160 лет со дня рождения русского композитора французского происхождения Георгия Львович Катуара.

Сегодня его имя хорошо известно лишь специалистам. Нельзя сказать, что и при жизни композитора, человека чрезвычайно скромного, его произведения часто исполнялись на концертной эстраде, тем не менее они входили в репертуар Квартета имени Бетховена, их исполняли Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Самуил Фейнберг не только у нас в стране, но и за рубежом.

Георгий Львович родился в 1861 году в семье крупных предпринимателей, имевших чайное дело. Его предки ещё в начале XIX века переселились в Россию из Лотарингии. Оба брата Георгия Катуара, Андрей и Лев, были известными московскими коммерсантами. Некоторое время Георгий пытался участвовать в семейном бизнесе, но довольно рано сумел почувствовать и понять, что истинное его призвание — музыка.

В юности Георгий Катуар учился игре на фортепиано у жившего в Москве Карла Клиндворта, друга Рихарда Вагнера. Затем уехал в Берлин, вслед за переселившимся туда Клиндвортом. С декабря 1885 года он возобновил занятия с ним в Берлине и начал серьёзно заниматься композицией у Отто Тирша и Филиппа Рюфера.

В 1886 году, во время одной из поездок в Москву, Георгий Катуар был представлен Петру Чайковскому, высоко оценившему его способности. В следующем, 1887 году, Катуар окончательно вернулся в Москву. Перед ним встал непростой выбор: чему себя посвятить — композиции или исполнительству? Музыкант остановил свой выбор на композиции. Он вновь встречается с Петром Ильичом и показывает ему свой первый композиторский опыт — Струнный квартет.

По рекомендации Петра Чайковского, Георгий Катуар отправляется в Санкт-Петербург к Николаю Римскому-Корсакову, а затем, по совету последнего, занимается под руководством Анатолия Лядова композицией и теорией музыки. Общение с этими двумя выдающими композиторами завершило композиторское образование Георгия Катуара. Вместе с тем на формирование творческой индивидуальности Катуара заметно повлияла и встреча с Антоном Аренским. Георгий Катуар также окончил математический факультет Московского университета.

Несмотря на такую фрагментарность профессиональной подготовки, незаурядный композиторский талант и редкие личностные качества позволили Георгию Львович стать одним из самых образованных музыкантов своего времени, выработавшим стройную систему музыкально-теоретических взглядов. Он первым разработал функциональную теорию (шире — функциональный подход к музыкальным явлениям) в русском музыковедении, положенную в основу его фундаментальных научных трудов, «Теоретического курса гармонии» и книги «Музыкальная форма», сохранивших своё значение до наших дней.

В 1917 года Георгий Катуар стал одним из ведущих педагогов Московской консерватории по классу теории и композиции. У него учились многие известные впоследствии музыканты, среди них — композитор и создатель широко известной концепции музыкально-эстетического воспитания детей и юношества Дмитрий Кабалевский, композитор и дирижёр, заведующий музыкальной частью Московского театра для детей Наталии Сац Леонид Половинкин, композитор, один из участников «Московской шестёрки» (созданной по аналогии с известным французским кружком)Михаил Старокадомский, видный теоретик, один из авторов знаменитого «бригадного» учебника гармонии Сергей Евсеев, скрипач, педагог, композитор, дирижёр, участник Квартета Московской консерватории (с 1931 года получившего имя Бетховена) Василий Ширинский (его памяти посвящён Одиннадцатый квартет Дмитрия Шостаковича), один из первых в нашей стране пианистов, участвовавших в международных конкурсах, победитель I Международного конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве Лев Оборин и другие.

На композиторское творчество Георгия Катуара большое влияние оказала русская композиторская школа, хотя по духу в нём немало и французского, унаследованного от его предков. В творческом наследии Катуара — Симфония c-moll, симфоническая поэма «Мцыри», 29 фортепианных пьес, 23 романса, 3 женских хора с фортепиано, кантата «Русалка» для хора, соло и оркестра, Прелюдия и фуга для органа, 2 скрипичные сонаты, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Струнный квартет, Струнный квинтет, Фортепианный концерт, романсы на стихи , Алексея Апухтина, Михаила Лермонтова, Фёдора Тютчева, Алексея Толстого, Константина Бальмонта.

По воспоминаниям современников, Георгий Катуар был человеком огромного обаяния, обладавшим высокой культурой, энциклопедической образованностью и в то же время чрезвычайной скромностью. В своих внешних проявлениях он был очень сдержан, деликатен и одновременно прост в общении. Любил русскую природу, необыкновенно тонко и глубоко чувствуя её.

В фондах Российского национального музея музыки хранятся фотографии и письма Георгия Катуара, афиши и программы многочисленных концертов, в которых исполнялись сочинения композитора, а также вырезки из газетных статей, посвящённых его творчеству. Особую ценность представляютмузыкальные рукописи таких сочинений, как Симфония c-moll, симфоническая поэма «Мцыри» для большого симфонического оркестра e-moll соч. 13 и кантата «Русалка» для солистов, хора и оркестра на стихотворения Михаила Лермонтова, Струнный квартет и Шесть романсов для голоса и фортепиано соч. 33.

Наиболее значительными в композиторском наследии Георгия Катуара по праву считаются его камерные произведения. Их музыкальный язык отличается утончённостью гармонии и ритмического рисунка, превосходным использованием возможностей инструментов и голосов, сочетанием черт поэмности и позднеромантической патетики с взволнованной лирикой и национальным русским колоритом.

Если слушать и вслушиваться в сочинения Георгия Львовича Катуара, возникает убеждённость, что творчество этого замечательного русского композитора французского происхождения ещё ждет своего признания.

Литература:

  1. Беляев В. Г. Л. Катуар. М., 1926.
  2. Гольденвейзер А.Б. Памяти Г.Л. Катуара // СМ. 1941. №5.
  3. Евсеев С.Г. Л. Катуар // СМ. 1941. №5.
  4. Масловская Т.Ю. Катуар // Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866 –2006. М., 2007.
  5. Фере В.Г.  Г.Л. Катуар // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М., 1966.