Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

17 января. 200 лет со дня открытия Большого театра

17.01.2025

200 лет назад, 6 января по старому стилю (17 января по новому) 1825 года в Москве произошло знаменательное событие – открытие нового Большого Петровского театра. Здание было построено архитектором Осипом Бове на месте сгоревшего 20 лет назад старого театра на Петровской площади, позднее ставшей Театральной. Архитектор использовал при строительстве часть сохранившихся фундаментов и увенчал фасад квадригой Аполлона. Владимир Одоевский справедливо называл театр одним из огромнейших и великолепнейших на свете. Это был самый большой театр Российской империи. Зрительный зал вмещал около 3 тысяч зрителей, а сцена была оборудована по последнему слову техники, что позволяло производить самые сложные сценические эффекты.

Открытие нового театра вылилось в большое торжественное гала-представление, в котором музыкальные и драматические номера сливались в одно неразрывное действо.  Певцы, актёры и музыканты исполнили пролог «Торжество муз» на стихи поэта Михаила Дмитриева, специально по этому случаю созданный тремя самыми известными в Москве композиторами: увертюру написал Фридрих Шольц, гимн с хором – Алексей Верстовский, а два хора – Александр Алябьев.

В прологе в аллегорической форме рассказывалось, как Гений России и музы во главе с богом Аполлоном создают новый театр. Начало пролога представляло собой развалины, через которые Гений России выводил на сцену Муз и восклицал:

 

Воздвигнитесь, разрушенные стены!

Восстань, упавший ряд столпов!

Да снова здесь звучат и лиры вдохновенья,

И гимны Фебовых сынов!

 

И после этих слов на глазах изумлённой публики прямо на сцене вырастал новый, только что отстроенный театр. А дальше каждая из девяти муз рассказывала в стихах о своём искусстве и его значении. В спектакле была занята чуть ли не вся московская императорская труппа. В роли Гения России выступал известный трагик Павел Мочалов, в роли Аполлона – оперный певец Николай Лавров.

В журнале «Московский телеграф» вышла заметка об открытии нового театра. О прологе там говорилось: «Все зрители приятно удивлены были великолепием декораций и прекрасною музыкою г-д Алябьева, Верстовского и Шольца… Хоры и гимн, сочинённые г-ми Алябьевым и Верстовским, должно поставить в числе первоклассных творений в сем роде».

Александр Александрович Алябьев принадлежит к числу выдающихся композиторов первой половины XIX века. Его романсы, особенно знаменитый «Соловей», принесли автору необыкновенную популярность. Однако перу Алябьева принадлежит большое количество музыкальных сочинений самых разных жанров – симфония, увертюры, произведения для солирующих инструментов с оркестром, танцевальные сюиты, многочисленные камерные ансамбли, духовная музыка, обработки народных песен. Театральное наследие композитора включает все бытовавшие в ту эпоху жанры: оперу, балет, музыку к водевилям, сценическую кантату, музыку к драматическим спектаклям.

«Торжество муз» не единственный пример творческого сотрудничества Александра Алябьева. Вместе с Алексеем Верстовским и Фридрихом Шольцем им были написаны оперы-водевили «Встреча дилижансов», «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки», «Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам».      

Рукопись пролога «Торжество муз» хранится в личном фонде А.А. Алябьева в Российском национальном музее музыки, поступившем в 1941 году.         

В 1900 году, в дни празднования 75-летия со дня открытия Большого театра, на сцене вновь был представлен исторический пролог М.А. Дмитриева «Торжество муз», но на сей раз с новой музыкой А.Ю. Симона.

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.