Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

181 год со дня рождения Петра Ильича Чайковского. «Музыкальные мысли Петра Ильича … похожи на кометы — они сияют и живут»

07.05.2021

7 мая исполняется 181 год со дня рождения гения русской музыки — Петра Ильича Чайковского.

О праздновании именин в домашнем кругу известно из письма Чайковского к своей бывшей наставнице Фанни Дюрбах. 9-летний Петя подробно описывает день рождения отца Ильи Петровича (20 июля 1849 года) и светскую игру «живые картины» с участием сестры Александры и брата Ипполита: «Первая была — турки, которых изображали Саша и я. Эта картина была очень хорошенькая. После следовали цыгане, где Поля тоже участвовал, но что было удивительно — это итальянцы. Папа был в восторге от этой картины. После был очень хорошенький фейерверк и когда все кончилось, Саша, одетая в испанское платье, протанцевала качучу».

Тогда еще будущий композитор не подозревал, что спустя 30 лет станет известным и получит заказ на создание музыки к торжественному представлению из живых картин по случаю 25-летия царствования Александра II в Петербургском Большом театре («Черногория в момент получения известия об объявлении войны Турции»). В 1883 году Пётр Ильич напишет Торжественный коронационный марш для праздника, данного Москвой 23 мая 1883 года в честь коронации императора Александра III. Спустя ещё 5 лет композитору назначат пожизненную ежегодную императорскую стипендию в 3000 рублей.

Торжественный праздник в честь именин самого 24-летнего Петра Ильича устроил князь Алексей Васильевич Голицын в имении Тростянец Харьковской губернии: «Коляска направилась в лес, где вся дорога была обставлена пылавшими смоляными бочками, а в павильоне среди чащи был устроен праздник для народа и роскошный ужин в честь виновника торжества». Модест Ильич в биографии композитора высоко оценил приглашение и чествование Петра Ильича князем — его однокашником по Училищу правоведения, который «не отвернулся от бедного учителя музыки и консерваториста», когда тот покинул место в Министерстве юстиции и сменил круг общения. В Тростянце Чайковский, второкурсник Петербургской консерватории, провёл лето 1864 года и создал своё первое симфоническое произведение, увертюру «Гроза».

Попытка резюмировать рубеж прожитых лет и сомнения накануне дня рождения отражены в дневниковых записях композитора от 24 апреля 1884 года: «Сейчас стукнет 44 года. Как много прожито и, по правде, без ложной скромности, как мало сделано! Даже в моём настоящем деле: ведь, положа руку на сердце, ничего совершенного, образцового нет. Все ещё ищу, колеблюсь, шатаюсь». К тому времени Чайковский — автор семи опер («Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа»), классических образцов сочинений в жанрах симфонии, фортепианного концерта, балета и концертной инструментальной пьесы. За спиной — преподавание в Московской консерватории в течение более чем 11 лет и музыкально-критическая деятельность. В 1884 году композитор стал кавалером ордена Святого Владимира 4-й степени. Впереди — новые творческие вершины, европейские гастрольные турне в качестве автора и дирижёра собственных сочинений, мировая известность.

Чайковский записал в своём дневнике, как он провёл 25 апреля 1884 года в имении Каменка у своей сестры Александры Давыдовой: «Я думал, судя по вчерашнему, что все забыли о дне моего рождения, — но ошибся. Поздравляли и пили шампанское. Приходили поочередно из большого дома». В следующем году об ужине, данном в честь его дня рождения Консерваторией, Пётр Ильич упоминает лишь вскользь одной фразой: «Вчера праздновалось моё 45-летие. У Толи был обед, а вечером Консерватория давала мне ужин» (в письме к брату Модесту от 26 апреля 1885 года).

Шуточное «фортепианное переложение балета» под названием «День рождения композитора» с тематизмом самого Чайковского преподносит своему другу и учителю на 52-м году жизни Сергей Танеев (или «Эхидон Невыносимов», согласно псевдониму мастера шуточных произведений). По сюжету поздравления композитора Франческой да Римини и героями его опер заканчиваются кружением журавлей и детей (вероятно, вспоминая Вторую симфонию «Журавель» и детей из «Пиковой дамы» и «Щелкунчика»).

Танеев же запишет спустя три года после смерти композитора в дневнике свой сон: «Мне представились музыкальные мысли Петра Ильича в виде живых существ, носящихся по воздуху. Похожи они на кометы — они сияют и живут. Под ними люди, про которых я знаю, что это будущие поколения. Мысли эти входят в головы этих людей, движутся, извиваются и, несмотря на протекающие века, [...] остаются такими же живыми и сияющими...» (7 сентября 1896 года). Сон, безусловно, стал вещим. Имя его живёт в ключевых российских феноменах: Московская консерватория, Концертный зал Московской государственной академической филармонии, Большой симфонический оркестр, Международный конкурс музыкантов-исполнителей.

Малоизвестным является Московский государственный квартет имени П.И. Чайковского (1948–1956), созданный замечательными исполнителями: Юлианом Ситковецким (скрипка), Антоном Шароевым (скрипка), Рудольфом Баршаем (альт), Яковом Слободкиным (виолончель).

Непреходящую ценность наследия Чайковского подтверждают «сияющие» интерпретации его сочинений во всём мире.