Наш адрес:
Россия, 123112, Москва, Пресненская набережная 8 стр.1
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Новости

195 лет со дня смерти Дмитрия Степановича Бортнянского

09.10.2020

Сегодня, 10 октября 2020 года, исполняется 195 лет со дня смерти одного из самых выдающихся отечественных музыкантов — Дмитрия Степановича Бортнянского. В истории музыки он остался, прежде всего, как автор большого числа духовно-музыкальных сочинений, широко исполняющихся и в наши дни, однако только этим его заслуги перед музыкальной культурой России не исчерпываются.

Родившийся в малороссийском Глухове, уже в 7 лет Бортнянский был принят в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, где участвовал как в церковном пении, так и в театральных спектаклях, исполняя сначала женские партии, а позднее мужские. Тогда же Бортнянский постигает азы музыкальной композиции под руководством знаменитого итальянского композитора Бальдассаре Галуппи, работавшего в Санкт-Петербурге во второй половине 1860-х годов.

Как исключительно одаренный юноша Бортнянский в 17 лет был направлен на учебу в Италию, где продолжил учебу у Галуппи, а также заявил о себе как о композиторе. В итальянские годы Дмитрий Степанович написал три оперы, «Креонт», «Алкид» и «Квинт Фабий», поставленные в театрах Венеции и Модены.

Подлинный расцвет творческого дара Бортнянского пришелся на более позднее время, когда музыкант вернулся в Россию. В 1780-е — 1790-е годы он много работал в жанрах церковной музыки, главным из которых для него стал духовный концерт для хора без сопровождения, сочинял для камерных инструментальных составов, писал песни и романсы, создавал комические оперы «Праздненство сеньора», «Сокол», «Сын-соперник». Как придворный капельмейстер он занимался устройством концертов.

Известность Бортнянского, его приближенность к императорской семье способствовали назначению музыканта директором Придворной певческой капеллы. Этот пост он занимал без малого 30 лет, с 1796 по 1825 годы. Значительная административная и педагогическая нагрузка не позволили ему посвящать себя творчеству так, как прежде. Сочинения Дмитрия Степановича периода управления Капеллой немногочисленны. Среди них церковная музыка, духовные гимны. Особую известность приобрела патриотическая песня Д.С. Бортнянского на слова В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», опубликованная в 1813 году.

Лицо музыки Бортнянского — сочинения в жанре духовного концерта на избранные стихи из псалмов и богослужебные тексты. Популярные при его жизни, позднее, на протяжении XIX столетия, а также части XX века, из-за резкой смены стиля они стали одними из самых уязвимых сторон наследия композитора. Даже такие выдающиеся музыканты, как, например, М.И. Глинка и П.И. Чайковский высказывались о них резко критически, отмечая излишнюю слащавость, неуместную пышность и театральную эффектность, однообразие выразительных приемов. Однако именно под редакцией П.И. Чайковского в начале 1880-х годов было опубликовано «Полное собрание духовно-музыкальных сочинений Бортнянского».

Сегодня музыка композитора, конечно, не вызывает несправедливых и исторически некорректных оценок. Она звучит и воспринимается как одно из выдающихся явлений отечественной культуры рубежа XVIII–XIX веков.
И по масштабу дарования, и по объему наследия, и по общественной значимости деятельности Бортнянского, без преувеличения, можно назвать человеком-эпохой. Его уход стал в подлинном смысле концом прекрасной эпохи русского музыкального классицизма.


ИЛЛЮСТРАЦИИ
П.Ф. Борель
Литографированный портрет Д.С. Бортнянского по рисунку К.Я. Афанасьева
Санкт-Петербург, 1840-е

М.А. Соколова
Эскиз декорации II акта к опере Д.С. Бортнянского «Сокол» в постановке Камерного музыкального театра
Москва, 1972

Д.С. Бортнянский
Концерты для двух хоров
Экземпляр печатного издания
Санкт-Петербург, 1835
На обложке и в нотном тексте имеются многочисленные редакторские пометы П.И. Чайковского (1881)


А.В. Комаров, ведущий научный сотрудник Российского национального музея музыки