Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

22 июня – день памяти и скорби

22.06.2024

22.06.41 года. Из журнала оперативной записи боевых действий противника и пограничных войск НКВД на государственной границе СССР:

4.15 ч. Из Кишинева генерал-майор Никольский: «Начался обстрел из ручных пулеметов с румынской стороны заставы № 5 24-го ПО, застава №3 24 ПО подверглась нападению…»

4.55. Из Таллина генерал-майор Ракутин: «В 4.20 6 немецких самолетов появились над Либавой, обозначив стрельбу трассирующими пулями…»

4.50. Из Львова Рогатин: «4.20 ч. Немцы после краткой артподготовки перешли в наступление на участке 97-го ПО…»

Эти скупые донесения руководства Пограничных округов СССР на западной границе зафиксировали первые нарушения и обстрелы советской территории со стороны войск вермахта. Началась Великая Отечественная война. В тот момент, когда на пограничных заставах уже шли бои и гибли люди, страна только просыпалась воскресным утром 22 июня. Сейчас, по прошествии вот уже 83-х лет, мы вспоминаем этот день, как день памяти и скорби по всем погибшим за 4 года войны.

В тот день – 22 июня появляется Указ Президиума Верховного Совета СССР № 6/160 о мобилизации в западных и центральных областях Советского Союза. Призыву подлежали военнообязанные, родившиеся в период с 1905 по 1918 год. Первым днем мобилизации считалась дата – 23 июня. А 24 июня в газетах «Известия» и «Красная Звезда» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Уже через день на Белорусском вокзале, во время проводов на фронт воинов Красной Армии, группа Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила песню «Священная война», музыку к которой написал композитор Александров. Эта песня в начале войны стала одним из мощных мотивирующих призывов для всех, кто уходил тогда на фронт.

Сразу после начала войны заговорили и о создании дивизий народного ополчения, как дополнительных воинских формирований. Первым такое решение принимает обком партии Ленинграда 27 июня 1941 года. В Москве заседание по этому вопросу прошло ночью 2 июля. Было решено создать в Москве 16 (по числу районов) дивизий народного ополчения, из них 12 – летом, остальные формируются осенью. Уже 4 июля на сборный пункт пришло 200 человек из Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Они вошли в состав дивизии Краснопресненского района. На следующий день часть добровольцев была отозвана: Давид Ойстрах, Абрам Дьяков, квартет имени Бетховена и т.д. Дьяков и еще несколько сотрудников консерватории, несмотря на бронь и возможность не идти на фронт, настояли на том, чтобы остаться в строю. Помимо музыкантов, в Краснопресненскую дивизию вошли писатели, представители разных предприятий района, а также студенты, преподаватели и профессора МГУ, юридического, геологоразведочного институтов, и ГИТИСа. Музыканты, композиторы и студенты Московской консерватории образовали подразделение, которое получило название "батальон имени Чайковского". К середине июля Краснопресненская ДНО (дивизия народного ополчения) насчитывала уже около 7 тысяч человек. С 24 июля она стала именоваться 8-й стрелковой дивизией. В это время, из-за ухудшения обстановки на фронте, ополченцев отправляют на строительство укреплений Можайской линии обороны, которая должна была остановить продвижение войск группы армий «Центр» на Москву.

30 июля 1941 года Ставкой ВГК создается Резервный фронт, в состав которого вместе с другими подразделениями РККА входит и 8-я стрелковая дивизия. Уже 4 августа она переброшена на Ржевско-Вяземскую линию обороны.

Осень стала наиболее тяжелым временем для дивизий народного ополчения: свой первый бой 8-я стрелковая приняла, когда началась операция «Тайфун» - немецкое наступление на Москву. В октябре 1941 года на долю ополченцев выпало вести бои на наиболее сложном и опасном вяземском направлении. Тогда 8-я дивизия выполняла ответственную задачу – удерживала уязвимый рубеж обороны на стыке двух армий – 24-й и 43-й. Четвертого, пятого и шестого октября ополченцы ведут тяжелые бои, препятствуя продвижению войск вермахта к Москве. Только за один день боев медсанбат оказал помощь свыше 1000 раненым. Однако, противник нанес удар танками и прорвал линию обороны, удержать его сил не хватило. На некоторых участках бои переходили в рукопашную, потери ополченцев были огромны. Тогда почти полностью погиб батальон имени Чайковского. Остатки дивизии были окружены в печально известном Вяземском котле. Разрозненными группами уцелевшие ополченцы прорывались из окружения на восток до ноября 1941-го. Часть из них попала в плен. Среди пленных оказались и музыканты Московской консерватории: преподаватель Абрам Дьяков, хоровой дирижер Геннадий Лузенин и певец Александр Окоемов. Все трое содержались в немецком концлагере, и были расстреляны в 1943 году.

А 8-я стрелковая дивизия понесла осенью 1941 года такие огромные потери, что 30 ноября был подписан приказ Верховного Главнокомандующего о ее расформировании.

Те музыканты, которые не ушли в ополчение в первые дни войны, служили затем в Красной Армии в музыкальных взводах, в армейских ансамблях, выезжали с концертными фронтовыми бригадами. Давид Ойстрах, вернувшись в консерваторию в начале войны, позднее давал концерты перед жителями осажденного Ленинграда, моряками Северного флота. С 1943 года трио в составе: скрипач Давид Ойстрах, виолончелист Святослав Кнушевицкий и пианист Лев Оборин, завоевало успех и народную любовь, исполняя произведения П.И. Чайковского. Всю войну они поднимали дух красноармейцев и помогали бить врага.

Но все это будет потом, а 22 июня, по выражению поэта и писателя Константина Симонова: «… впереди еще была…целая война…»

 

Специалист отдела «Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина»
Малинникова С.В.