22-24 ноября в Саратовской государственной консерватории в рамках Плана МК РФ мероприятий к 90-летию со дня рождения А.Г. Шниткесостоялась Международная научная конференция «Наследие А. Шнитке в контексте современной культуры».
В конференции приняли участие более 30 ученых России и зарубежных стран (Беларусь, Италия, США, Китай, Япония), занимающихся проблемами творческого наследия А.Г. Шнитке. В их числе: доктора искусствоведения, профессора С.И. Савенко, А.И. Демченко; М.С. Высоцкая, А.В. Денисов, А.Г. Коробова, К.В. Зенкин и др.
Участников поприветствовали В.Н. Холопова и Е.И. Чигарева – выдающиеся исследователи современной музыки, авторы монографии о Шнитке, созданной еще при жизни композитора.
Научные институции, ученые из которых приняли участие в конференции: ГИИ РФ, РИИИ, Московская консерватория, Санкт-Петербургская консерватория, Уральская консерватория, Саратовская консерватория, Казанская консерватория, Ростовская консерватория, Петрозаводская консерватория, МГИМ имени А.Г. Шнитке и др.
На конференции были подняты проблемы, очерчивающие место творчества А.Г. Шнитке в современном мире. «Художником планетарного масштаба» назвал композитора А.И. Демченко, автор вышедшей к юбилею монографии «Наш Альфред Шнитке».
Творчество композитора было рассмотрено в широком контексте. Впервые - в докладе канд. филол. наук Р.Р. Измайлова и доктора филол. наук С.В. Кековой - представлен анализ вокального цикла А. Шнитке на стихи брата композитора – Виктора («Drei Gedichte von Viktor Schnittke» /«Три стихотворения Виктора Шнитке» для голоса и фортепиано). Интересный ракурс использования музыки и приемов Шнитке в рок-альбоме группы «Агата Кристи» представил Д.О. Ступников. Доклад канд. иск. Е.А. Дорогиной был посвящен анализу памятника композитору в г. Энгельсе.
Отдельная секция была посвящена анализу идей и стилевых приемов творчества Шнитке в музыкально-стилевом контексте второй половины XX века: от авангарда – к “пост-…” и “нео…”». Панораму имен составили отечественные композиторы – Л. Десятников, Ю. Каспаров (доклад научного сотрудника Музея музыки А. Насибулиной), С. Губайдулина, Е. Гохман, и зарубежные – от Д. Лигети до П. Рудерса.
Особого внимания заслуживают доклады и дискуссия, развернувшаяся на секции, посвященной музыке кино А. Шнитке (модераторы – канд. иск., доцент Е.Ю. Новоселова и доктор иск., профессор А.Е. Лебедев). В ходе работы секции был сделан важный вывод о том, что А. Шнитке, несмотря на негативное поначалу отношение к своей работе в кинематографе, тем не менее, мыслил музыку, созданную к фильму, как часть симфонического произведения или оперной сцены, не меняя стилевых приемов и техники сложного авангардистского письма, свойственных его академической музыке. Это убедительно смогли доказать на примерах черновиков, структурных планов и изначально созданных автором партитур к фильмам канд. иск. А.Ф. Мирошкина, канд. иск. Э.Э. Зорина, доктор филол.наук А.Н. Зорин, магистр искусств Ханья М. (Токийский университет).
В целом, конференция и ряд масштабных мероприятий, посвященных юбилею А.Г. Шнитке, способствовали созданию целостного образа композитора и подчеркнули значимость его вклада в мировую культуру.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).