Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

275 лет со дня рождения Михаила Созонтовича Березовского

27.10.2020


Сегодня, 27 сентября, весь музыкальный мир отмечает крупный юбилей одного из самых значительных отечественных композиторов XVIII века — 275-летие Максима Созонтовича Березовского (1745–1777). Самым известным его произведением был и остается концерт для хора без сопровождения «Не отвержи мене во время старости» (на стихи из 70-го псалма Давида), являющийся одной из вершин русской музыки эпохи классицизма. И именно с хоровыми жанрами связаны главные заслуги Березовского перед музыкальной культурой. Помимо нескольких хоровых концертов, его перу принадлежит также полный цикл песнопений Божественной Литургии и несколько причастных стихов к ней. Вместе с тем наследие композитора включает произведения и в жанрах светской инструментальной музыки. Хорошо известна и нередко исполняется его Соната для скрипки и чембало.

Жизнь Максима Березовского оказалась трагически коротка: композитор не дожил до 32 лет! Однако уникальный по ценности вклад в культуру и исключительно интересная, насыщенная событиями биография обеспечили ему и одно из самых видных мест в истории искусства, и постоянный интерес к его персоне.

В фондах Российского национального музея музыки хранятся несколько рукописей сочинений композитора, по которым эти произведения были напечатаны в конце XIX века московским музыкальным издательством «П. Юргенсон». Рукописи принадлежали известному хоровому деятелю Карлу Карловичу Альбрехту, под редакцией которого издательство выпускало духовную музыку. Значение этих манускриптов для истории тем более велико, что именно издания, подготовленные Альбрехтом, во многом определили восприятие сочинений Березовского на протяжении всего последующего столетия. Обращаясь к наследию композитора, музыканты и исследователи пользовались, главным образом, именно этими нотами для исполнения и изучения. Сегодня они вызывают справедливую критику, что не мешает нам отдавать должное их исторической роли.

 


 

Максим Созонтович Березовский родился в малороссийском городе Глухове. Музыкальное образование будущий композитор получал сначала в школе певчих, а затем — в Киевской духовной академии. К годам обучения в Академии относятся его первые композиторские опыты, в частности в жанре хорового концерта. Выдающиеся музыкальные способности Березовского привлекли внимание графа Кирилла Разумовского, содержавшего известную певческую капеллу. По его протекции в 1758 году юный музыкант был определен в Придворную певческую капеллу в Петербурге. Здесь же продолжилось композиторское образование Березовского. Его наставником стал придворный капельмейстер Франческо Цоппис, под руководством которого Березовский создал несколько хоровых концертов, сразу получивших широкое признание и известность. Облик музыканта дополняют его выступления как актера в придворных спектаклях.

Исключительное творческое дарование Березовского было не только замечено, но и поддержано стажировкой в Италии в знаменитой Болонской академии, где выдающийся талант композитора получил завершающую огранку у гениального педагога падре Мартини. В 1771 году Березовскому было присвоено высокое звание академика Болонской академии (напомним, в 1770 году такой же чести удостоился В.А. Моцарт).

Следующие два года Березовский провел в Италии. Основной творческий интерес композитора по-прежнему был сосредоточен в области хоровой музыки. Тогда же он написал оперу «Демофонт», с большим успехом показанную во время карнавала в феврале 1773 года в Ливорно. Однако известность, умение и громкие успехи композитора не стали для него гарантией благополучного продолжения карьеры у себя на родине.

Вернувшись в Россию и получив весьма заметную должность придворного капельмейстера, Березовский не нашел себя, не «вписавшись» в существовавшую тогда в музыкальном мире «конфигурацию». Надежды возглавить задуманную князем Григорием Потемкиным музыкальную академию в Екатеринославе также не оправдались, поскольку проект не был осуществлен. Обстоятельства ухода Березовского из жизни в совсем молодом возрасте в марте 1777 года трагичны, но до конца не прояснены и до сих пор являются предметом дискуссии историков.