В коллекции Музея музыки хранятся старинные французские каминные часы из позолоченной бронзы, принадлежавшие композитору М.И. Глинке. Они стали частью музейной коллекции ровно 70 лет назад - 12 июля 1954 г.
Часы выполнены в стиле ампир в эпоху Наполеона I. Это часы-колесница. Скульптура на прямоугольном постаменте, изображающая двух бегущих коней, запряжённых в лёгкую одноместную повозку. Колесницей управляет прекрасный юноша в тоге и сандалиях, который, стоя в повозке в полный рост, виртуозно справляется со вставшими на дыбы конями. Позади юноши фигура богини Афины: в её правой руке копьё, в левой – щит с изображением головы Медузы Горгоны. Циферблат часов круглый, расположен в колесе повозки и явно не находится в центре композиции, так как часы-колесница символизируют триумф изображенного персонажа.
На фасаде постамента декор в виде рельефа со сценой из Одиссеи, а справа и слева от него в лавровых венках изображены мечи в богатых ножнах.
Интересны ножки постамента – они имеют вид пучков из веток, перевязанных ремнями – это древнеримские символы власти - фасции.
В эпоху господства стиля ампир часы-колесницы достигают пика своей популярности. Известны несколько вариантов этой модели, называемых по имени главного персонажа: колесница Амура, колесница Вакха, колесница Аполлона, Колесница Цереры.
Кто же этот юноша, управляющий колесницей под покровительством Афины, где циферблат часов лишь одно из колес? Рельеф на фасаде постамента позволяет точно определить, что перед нами герой бессмертной поэмы Гомера сын Одиссея и Пенелопы Телемах. В Одиссее описаны приключения Телемаха, который отправился в поход на поиски своего отца, не вернувшегося домой после Троянской войны, под покровительством богини Афины.
Главная идея этих часов – время стремительно, как скачущие кони, и только сверхчеловеческим усилием оно может на мгновение встать на дыбы, чтобы совершился подвиг героя.
Часы-колесница очень модная вещь в начале XIX в. В этой модели с колесом-циферблатом гениально воплощена связь движения и времени. Модель часов «Колесница Телемаха» была очень популярна и неоднократно воспроизводилась. Согласно преданию, император Наполеон подарил такие часы своим двенадцати маршалам.
Часы «Колесница Телемаха», принадлежавшие М.И. Глинке, являются великолепным образцом декоративно-прикладного искусства Франции первой четверти XIX в., свидетельствует о тонком вкусе и образованности владельца.
Часы можно увидеть на выставке «Гениальный дилетант» в Музее музыки до 6 октября 2024 года.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).