8 августа исполняется 70 лет со дня смерти Николая Яковлевича Мясковского, выдающегося русского композитора и педагога. Основной его вклад в музыкальную культуру связан с развитием жанра симфонии, которому Мясковский посвятил всю творческую жизнь. «Ведь сейчас во всём мире только Вы и строите такие мощные звуковые замки», — восхищённо писал Мясковскому о его симфониях музыковед Борис Асафьев в марте 1927 года. Перу композитора принадлежат 27 симфоний, создававшихся на протяжении более 40 лет. Часть из них прочно вошла в оркестровый репертуар, нередко звучит со сцены и записывается, в том числе Третья, Пятая, Шестая, Десятая, Двадцать первая и Двадцать седьмая. Для оркестра Мясковский писал произведения и иных жанров — увертюры, поэмы и ряд других. Значительное место в наследии композитора занимают десятки вокальных миниатюр, тринадцать струнных квартетов, многочисленные сочинения для фортепиано. Мясковский также обращался к жанрам кантаты («Киров с нами» и «Кремль ночью») и инструментального концерта, а в 1930-е годы пробовал силы на поприще массовой песни, написав «Ленинскую» песню, «Песню о Карле Марксе» и песню «Жить стало лучше». В отличие от своего друга, композитора С.С. Прокофьева, к театральным жанрам Мясковский не испытывал серьёзного интереса, хотя в 1910-е годы вынашивал мысль оперы на сюжет «Идиота» Достоевского (этот замысел так и не был осуществлён).
Воспитанник петербургской композиторской школы, ученик Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова, почти 30 лет Мясковский был профессором композиции в Московской консерватории. Преподавание явилось подлинным призванием Мясковского. Его специальный класс прошли более 80 учеников, большинство из которых стали профессиональными композиторами. Учениками Мясковского были А.И. Хачатурян, Д.Б. Кабалевский, А.Я. Эшпай, Б.А. Мокроусов, М.Л. Старокадомский, Б.А. Чайковский и многие другие известные авторы. Свидетельством подлинного педагогического мастерства Мясковского стала неповторимая авторская интонация каждого из его учеников, не подавленная, но услышанная и поддержанная мудрым учителем.
В фондах Российского национального музея музыки хранится часть творческого архива Мясковского, в том числе автограф Двадцать седьмой симфонии, одного из последних сочинений композитора. За это произведение в 1951 году Мясковский был удостоен Сталинской премии посмертно.
1. С.Г. Бродский. Портрет Н.Я. Мясковского. Бумага, соус. Москва, 1947
2. Н.Я. Мясковский. Симфония № 27. Автограф. Москва, 1949-1950