8 февраля отмечается День российской науки. Роль систематического знания и регулярных научных занятий осознана как важная сфера жизни нашего общества, обеспечивающая высокий уровень его развития и мировой престиж. В области художественного творчества, в том числе музыкальном искусстве, роль науки очень высока. Научное знание сопутствует музыке с древних времён.
В фондах Российского национального музея музыки хранится множество работ, систематизирующих представления о музыке в разные эпохи в разных странах. Это и музыкально-теоретические трактаты, и практические руководства по сочинению музыкальных произведений, и экспериментальные работы, представляющие взгляд на музыкальную культуру с новых ракурсов. Между тем, Музей музыки не только хранит память об изучении музыки в прошлые эпохи.
На протяжении всей своей истории Музей активно действует на поле музыкальной науки. В числе его сотрудников в разные годы работали выдающиеся учёные: Н.Л. Фишман (1909–1986), З.А. Апетян (1910–1990), М.П. Рахманова (1947–2022) и многие другие, каждому из которых внёс значительный вклад в изучение разных тем.
Труды Натана Львовича Фишмана вошли в золотой фонд мировой бетховенистики. Под редакцией Фишмана в 1962 году было опубликовано полное факсимиле и расшифровка хранящейся в фонде Музея эскизной тетради Л. ван Бетховена 1802-1803 годов. Его метод работы с бетховенскими эскизами открыл новую страницу в изучении рукописного наследия композитора и получил международное признание.
Главным трудом Заруи Апетовны Апетян стала публикация в 1978-1980 годах литературного наследия С.В. Рахманинова в трёх томах, которое до наших дней остаётся основополагающим документальным изданием для всех, кто изучает наследие этого композитора.
Масштаб деятельности Марины Павловны Рахмановой невозможно переоценить. Ей подготовлено множество работ, охватывающих едва ли не всю историю отечественного музыкального искусства,– древнерусских песнопений до сочинений, написанных в наши дни. Особое внимание в трудах М.П. Рахмановой уделено классическому периоду отечественной музыкальной культуры (XIX – первой половины XX века). Марине Павловне принадлежит авторитетная монография о Н.А. Римском-Корсакове (1995). Под её редакцией увидела свет многотомная серия «Русская духовная музыка в документах и материалах» и ряд сборников о С.С. Прокофьеве и Н.А. Римском-Корсакове.
Сотрудники Музея музыки участвовали в подготовке ряда томов «Полного собрания сочинений П.И. Чайковского» и фундаментального справочника «Тематико-библиографический указатель сочинений П.И. Чайковского» (2003, 2006), определившего современные представления о творческом наследии великого композитора.
Научная деятельность в Музее музыки продолжается, реализуясь как в академических публикациях, так и разнообразных видах музейной работы (выставках, музейных занятиях, лекциях, экскурсиях). Новое поколение научных сотрудников Музея музыки старается быть достойным своих выдающихся предшественников.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).