В честь праздника рассказываем о семьях крупнейших композиторов XX века — Дмитрия Шостаковича и Игоря Стравинского.
Однажды во время отдыха в Детском Селе молодой Дмитрий Шостакович увидел трёх девушек, игравших в теннис. Это были сёстры Нина, Ирина и Людмила Варзар, к игре которых молодой человек с радостью присоединился. Так Шостакович познакомился со своей будущей супругой Ниной Васильевной Варзар — или Нитой, как её называли близкие. Она была студенткой физико-математического факультета, любила музыку и брала уроки пения. Молодых также связывал интерес к спорту: Шостакович был преданным футбольным болельщиком, а Нина увлекалась лыжами и альпинизмом. Взаимное чувство росло, однако Шостакович в силу робкого характера долго не мог решиться на свадьбу. Родителей девушки не устраивала кандидатура молодого музыканта — творческого человека, совершенно не устроенного в быту. Кроме того, они хотели подождать, когда Нина окончит университет. Однако Митя был влюблён без памяти. Писательница Галина Серебрякова, посетившая его в эти дни, вспоминала: «Молодой композитор признался мне, что собирается жениться, и, волнуясь, заглатывая слова, рассказал о своей невесте, стараясь быть объективным, что недостижимо для влюблённых». Когда, наконец, был назначен день свадьбы, произошло неожиданное: Шостакович не явился на церемонию бракосочетания. Нервный кризис заставил его спрятаться настолько тщательно, что даже близкие друзья не могли его найти. Жених и невеста всё же помирились, и свадьба состоялась в Детском Селе 13 мая 1932 года.
Нина Васильевна стала матерью двоих детей Шостаковича: в 1936 году родилась дочь Галина, а через два года — сын Максим. Отец принялся за музыкальное образование Гали и договорился с ней, что он напишет для дочери пьесу, а как только она её хорошо выучит, он сочинит следующую. Так появилась «Детская тетрадь» Шостаковича — семь пьес для детей: Марш, Вальс, «Медведь», «Весёлая сказка», «Грустная сказка», «Заводная кукла», «День рождения». Юная пианистка исполнила этот цикл на концерте детской секции в Союзе композиторов. Музыкантом Галя не стала: в 1959 году она окончила биологический факультет МГУ.
Сын композитора Максим Шостакович известен как дирижёр и пианист. В Московской консерватории он обучался фортепиано у Якова Флиера, дирижированию — у Александра Гаука и Геннадия Рождественского. Максим Шостакович работал с Госоркестром СССР, Лондонским филармоническим оркестром, Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР, главным дирижёром которого он был в 1971–1981 гг. Музыкант дирижировал всеми симфониями отца и провёл премьеру Пятнадцатой симфонии в 1972 году. Композитор посвятил сыну Второй фортепианный концерт.
Брак Шостаковича трагически оборвался в 1954 году: Нина Васильевна скоропостижно скончалась от тяжёлой болезни. Ей было 45 лет. Шостакович посвятил супруге оперу «Леди Макбет Мценского уезда», Шесть романсов на слова японских поэтов и Струнный квартет №7, написанный после её смерти.
В 1962 году Шостакович, не любивший делиться своими чувствами и переживаниями, коротко сказал сестре Зое: «Женюсь». Позже он писал композитору Виссариону Шебалину: «В моей жизни произошло событие чрезвычайной важности — я женился. Мою жену зовут Ирина Антоновна. У неё имеется лишь один большой недостаток: ей двадцать семь лет. В остальном она очень хорошая, умная, весёлая, простая, симпатичная. <...> В этом отношении жизнь меня побаловала». Ирина Антоновна Супинская рано потеряла родителей, а в годы ленинградской блокады — бабушку и дедушку. Она окончила филологический факультет Московского педагогического института имени В.И. Ленина и работала литературным редактором в издательстве «Советский композитор». Шостакович заметил её во время подготовки к изданию оперетты «Москва, Черемушки». Несмотря на разницу в возрасте супругов, брак оказался счастливым: Ирина Антоновна стала достойной спутницей жизни композитора и продолжает активно заниматься популяризацией творчества мужа после его смерти. Вдова основала издательство DSCH, выпускающее Полное собрание сочинений композитора в 150 томах, Архив Д.Д. Шостаковича в Москве и Международную ассоциацию Шостаковича в Париже. Ирине Антоновне посвящён Струнный квартет № 9 и вокальная Сюита на слова Микеланджело Буонарроти.
Игорь Стравинский женился на своей кузине Екатерине Гавриловне Носенко, которую он знал с детства. Композитор вспоминал: «С первого же часа, проведённого вместе, мы, казалось, отдали себе отчет в том, что в один прекрасный день поженимся — так, по крайней мере, потом мы говорили друг другу. Наши отношения, вероятно, всегда больше походили на отношения брата и сестры. Я был чрезвычайно одиноким ребёнком и мечтал о сестре. Екатерина, которая доводилась мне кузиной, вошла в мою жизнь на десятом году жизни как долгожданная сестра. С того времени и до самой её смерти мы были исключительно близки, ближе, чем иногда бывают возлюбленные, так как просто любовники могут оставаться чуждыми друг к другу, хотя и живут вместе всю жизнь и любят друг друга». Екатерина Гавриловна любила музыку, обладала приятным голосом (сопрано) и три года обучалась пению в Париже. Она стала незаменимой помощницей мужу, помогая ему переписывать ноты его произведений.
Молодые обвенчались в 1906 году. Педагог Стравинского Николай Римский-Корсаков подарил ему на свадьбу икону и клавир своей оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». «Другим свадебным подарком были его уроки — хотя, по правде говоря, и до моей женитьбы он никогда не брал с меня денег», — добавляет Стравинский. Церемонию бракосочетания посетили сыновья Римского-Корсакова Андрей и Владимир; последний был однокурсником Стравинского на юридическом факультете Петербургского университета.
В качестве свадебного путешествия новобрачные отправились в Иматру — «финскую Ниагару малого масштаба», как называл это местечко Стравинский. Здесь пара провела две недели, катаясь на санях и фотографируя пейзажи необыкновенной красоты. Композитор рассказывал: «Иматра была морозная и белая, и хотя большие каскады воды продолжали низвергаться поверх скал, меньшие были скованы льдом и превратились в сосульки». В этом поэтичном месте зародилась сюита Стравинского «Фавн и пастушка», которую он записал, вернувшись в Санкт-Петербург. На первой странице рукописи обозначено: «Посвящается жене моей Екатерине Гавриловне Стравинской». Впоследствии композитор также посвятил супруге «Прибаутки» и Серенаду в тоне ля.
Екатерина Гавриловна стала матерью четверых детей Стравинского: Фёдора (1907–1989), Людмилы (1908–1938), Святослава-Сулимы (1910–1994) и Милены (1914–2013). В 1938 году семью постигло несчастье: от туберкулёза умерла старшая дочь Людмила, а годом позже и Екатерина Гавриловна. Болезнь была распространена в семье: она стала причиной смерти также матери Екатерины Гавриловны, а младшая дочь Милена, внучка Китти и сам Игорь Фёдорович многие годы провели в туберкулёзных санаториях.
Несколько сочинений Игоря Фёдоровича посвящены детям: это «Колыбельная Микушке» на собственный текст Стравинского («моей дочурке» — старшей дочери Людмиле), «Три истории для детей» («для моего младшего мальчика [Святослава]»), «Три песенки: из воспоминаний юношеских годов» («сынку Светику», «дочке Микуше», «сынку Федику»). Некоторые пьесы Стравинский писал для совместного музицирования с домашними, сочиняя простые партии для детей и сложную — для себя самого. «...Таким образом я надеялся возбудить у них [у детей] чувство подлинного исполнительского соучастия», — пояснял Стравинский. Таковы Пять лёгких пьес для фортепиано в четыре руки.
Первенец Стравинского Фёдор избрал профессию художника. В Париже на него произвели большое впечатление работы Пабло Пикассо; в дальнейшем он познакомился с автором и пользовался его советами. Фёдор Стравинский учился живописи у Жоржа Брака, писал портреты, натюрморты, цирковые сценки, занимался графикой, витражом и мозаикой. Его персональные выставки прошли в Париже, Нью-Йорке и Женеве. Художник выполнил портреты отца, оформлял его оперы и балеты, а в 1948 году опубликовал книгу «Послание Игоря Стравинского».
Старшая дочь Стравинского Людмила вышла замуж за поэта Юрия Мандельштама, приходившегося двоюродным братом Осипу Мандельштаму. В 1937 году она родила единственную дочь Китти (Екатерину), а год спустя скоропостижно скончалась от чахотки.
Младший сын композитора Святослав-Сулима стал пианистом, исполнителем сочинений отца. Маленького «Светика» — так его называли в семье — Стравинский брал на концерты своей музыки. В первый раз мальчик попал в концертный зал, когда папа дирижировал своей Симфонией ми-бемоль мажор на концерте Эрнеста Ансерме. После концерта Игорь Фёдорович спросил четырёхлетнего Святослава, понравилась ли ему его музыка. Малыш ответил: «Мне больше понравился Вагнер, он громче...» Подросший Святослав-Сулима обучался игре на фортепиано у французского пианиста Изидора Филиппа, композиции — у известного педагога Нади Буланже. Его дебют как пианиста состоялся в 1933 г. в Барселоне, где музыкант исполнил партию фортепиано в Каприччио для фортепиано с оркестром Стравинского (дирижировал автор). Спустя год Святослав-Сулима выступил с Симфоническим оркестром Парижа, сыграв в столице Франции отцовское Каприччио для фортепиано с оркестром и Концерт для фортепиано. Специально для Святослава Стравинский сочинил Концерт для двух фортепиано, который отец и сын впервые исполнили в 1935 году в парижском зале Gaveau. Автор комментировал: «Мне нужно было сольное произведение для меня и моего сына, которое включало бы и функции оркестра и таким образом позволило бы обойтись без него. Концерт предназначался для турне по городам, не имевшим своих оркестров».
После смерти Екатерины Гавриловны второй супругой Стравинского стала актриса немого кино и театра, художница Вера де Боссе. Она родилась в Санкт-Петербурге, посещала балетную школу, снималась в немом кино и играла в спектаклях труппы Камерного театра Александра Таирова. До 1922 года она была женой художника-авангардиста Сергея Судейкина. Вера и Игорь познакомились в эмиграции благодаря Сергею Дягилеву. Композитор посвятил ей Октет для духовых инструментов. Красоту Веры описывал писатель Томас Манн, встретившийся с супругами в Голливуде: «Жена Стравинского — “русская красавица”, красивая, во всём; это специфически русский тип красоты, в котором обаяние достигает вершины». Композитор добавляет с иронией: «Моя жена, Вера де Боссе, действительно красива, но в ней нет ни капельки русской крови».
А. Насибулина
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).