Прошло 80 лет со дня страшного и трагического события Великой отечественной войны – начала блокады Ленинграда. 8 сентября войска группы «Север» захватили город Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. Помимо войск Балтийского и Ленинградского фронтов, в кольце блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородах. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру.
В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено полторы тысячи громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налётах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
Постепенно положение горожан резко ухудшалось. Собственных запасов продовольствия у населения уже не было. Смертность от голода стала массовой. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни тел. Людях падали от слабости и умирали — дома или на работе, в магазинах и на улицах.
Несмотря на все тяготы, в городе продолжалась культурная жизнь. Пресса блокадного Ленинграда выпускала фронтовые и фабрично-заводские газеты, литературно-художественные и политические журналы, плакаты, бюллетени и листовки.
Продолжали работать несколько библиотек, Ленинградское радио, труппа Ленинградского государственного театра музыкальной комедии и Симфонический оркестр Радиокомитета. Был открыт Городской театр, получивший название «Блокадный».
В августе 1942 года была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку. Во время первого концерта 9 августа в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. Партитура великого музыкально-исторического произведения, как и другие драгоценные свидетельства тех далеких событий, хранится в Российском национальном музее музыки. На титульном листе надпись, сделанная рукой композитора: «Посвящается городу Ленинграду». В конце каждой части проставлены даты окончания: после 1-ой части - «3 IX 1941 Ленинград», после 2-ой - «17 IX 1941 Ленинград», после 3-ей – «29 IX 1941 Ленинград», после 4-ой – «27 XII 1941 Куйбышев».
В Музее музыки сохранилась также пожелтевшая афиша легендарного концерта – премьеры Ленинградской симфонии 9 августа 1942 года. Строгими черными буквами сообщается, что концерт пройдет в Большом зале филармонии в воскресенье, в 7 часов вечера, в скобках уточняется – «в первый раз».
Познакомим читателей с еще одним памятным и трогательным экспонатом, связанным с именем Шостаковича и темой блокады. Это докладная записка, написанная советским музыковедом С.Я. Шлифштейном. В 1940-44 годах он работал консультантом по вопросам музыки в Комитете по делам искусств при СНК СССР. Семен Яковлевич пишет о необходимости выделения средств «для устройства жилищных условий» Шостаковича и «получения им хозяйственно-бытовых принадлежностей» в блокадном Ленинграде. Дата записки – 9 ноября 1941 года. Как известно, композитор отказывался уезжать из родного города, хотел вместе с ленинградцами нести горькую ношу выпавших на их долю испытаний.
О продолжении культурных традиций Ленинграда в годы блокады рассказывают многие музейные предметы. Среди них - программа литературно-музыкального вечера, посвященного 240-летию Ленинграда, состоявшегося 30 мая 1943 года. Программа проиллюстрирована изображениями идущих вдоль набережной военных, нависшего свинцового неба, строгих зданий, отражающихся в Неве. Исторический документ отражает суровую атмосферу тех лет…
Среди памятных экспонатов, бережно хранящихся в Музее музыки – удостоверение к медали «За участие в героической обороне Ленинграда», выданное Надежде Михайловне Калининой – оперной и камерной певице, принимавшей активное участие в концертах военной поры. В архивах музея есть афиши ее выступлений, романс Н.С. Голованова с дарственной надписью певице, письма к ней от Л. Собинова, Н. Неждановой, Ф. Шаляпина, Л. Андреева.
С именем другой камерной певицы, также меццо-сопрано, Лидии Александровны Вырлан, связан еще один исторический документ – пропуск на право прохода и проезда по Ленинграду после сигнала «Воздушная тревога», выданный ей штабом местной ПВО Ленинграда в 1942 году. Кстати, в ее биографии есть факт совместного выступления с Шостаковичем, который аккомпанировал певице.
Атмосферу музицирования в годы войны помогают ощутить фотографии тех лет. На одном снимке – репетиция самодеятельного коллектива воинской части к концерту 7 ноября 1942 года, на которой запечатлен октет – два балалаешника, домрист, три гитариста и барабанщик. Вглядитесь в воодушевленные, радостные лица музицирующих…
Еще одна старая черно-белая фотография запечатлела фронтовую бригаду Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова в перерыве между выступлениями. На переднем плане в центре – художественный руководитель бригады Павел Максимович Журавленко. На фото – 17 человек, среди них пять женщин-актрис в нарядных платьях; большая часть мужчин - в военной форме. Снимок зафиксировал редкую минуту отдыха – мы видим улыбающиеся лица, на столе – миски с фронтовой едой.
Среди музыкантов-исполнителей, регулярно дававших концерты для фронтовиков, была и камерная певица Ирма Яунзем. Певица была известна, в частности, исполнением песен народов мира на 50 языках, издала сборник «Революционные песни народов», написала книгу «Человек идет за песней». На фотографии, хранящейся в Музее музыки, она изображена среди летчиков-гвардейцев. Ирма Яунзем – вторая слева в первом ряду. Снимок сделан в 1943 году в Ленинграде.
Представленные экспонаты Музея музыки освещают, с одной стороны, страницы истории города Ленинграда военной поры, с другой – историю советской музыкальной культуры, события жизни композиторов, исполнителей, музыкантов-профессионалов и просто любителей музыки. Музыка помогала людям в самые трудные времена, давала отдых, надежду, пробуждала светлые воспоминания и мечты о победе, о возвращении мирной жизни.
Иллюстрации:
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).