«Я хочу танцевать сто лет» - так называлась одна из книг артиста. Увы, судьба оказалась жестока к нему. Разлученный с любимым Большим театром, Лиепа не смог жить – его не стало всего в 52 года.
Марис Лиепа начинал учиться в балетной школе при Латвийском театре оперы и балета, затем продолжил обучение в Московском хореографическом училище, окончил которое с отличием. Его готовили к амплуа характерного танцовщика, но юный артист мечтал танцевать Принца в «Лебедином озере» и не где-нибудь – а в главном театре страны, в Большом театре.
Танцевальная карьера Лиепы начиналась в Латвийском театре оперы и балета. Вскоре молодой артист получил приглашение переехать в Москву, где сначала служил ведущим солистом в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, заявив о себе как о яркой индивидуальности. А затем осуществилась заветная мечта молодого танцовщика – его пригласили работать в Большом театре СССР, где он танцевал более 20 лет. Его дебютом стала партия Базиля в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса, а затем в репертуар артиста вошли ведущие партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Легенда о любви», «Анна Каренина», «Шопениана», «Эти чарующие звуки» и других.
Удивительная целеустремленность, работоспособность, лирическое и драматическое дарование в итоге явили миру гениального артиста на сцене. Он не обладал выдающимися техническими данными, но именно выдающийся актерский талант создал неповторимую индивидуальность танцовщика. При подготовке к роли для Лиепы были важны наполненность внутренним смыслом, поиск особой интонации, а равно и скульптурная лепка позы, поиск грима…
Галина Уланова писала: «Для Лиепы балет никогда не являлся только профессией – он действительно был его жизнью. И этой жизни он отдавал свои силы без остатка».
Все его сценические образы были удивительно самобытны, трактовки ни на кого не похожи. Балерины также отмечали Лиепу как редкого партнера на сцене – надежного, чуткого, всегда умевшего высветить, преподнести партнершу.
В 1968 году Лиепа создал своего Красса – эталонный образ римского полководца в балете «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича. Глубокое проникновение в образ и масштаб личности исполнителя поставили его Красса на такую недостижимую высоту, что и по сей день всех исполнителей этой партии сравнивают именно с Лиепой – и мало кто может выдержать такое сравнение.
Другой сферой приложения богатых актерских возможностей Мариса Лиепы стала его работа в кино. Огромной популярностью пользовались фильмы-балеты и музыкальные фильмы с его участием, неоднократно Лиепа воплощал яркие образы и в художественном кино.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).