10 марта исполняется 150 лет Александру Борисовичу Гольденвейзеру – пианисту, композитору, педагогу, музыковеду, писателю, чья мемориальная квартира 70 лет назад стала первым филиалом Российского национального музея музыки.
В жилах Гольденвейзера текла русская и еврейская кровь, а годы жизни пришлись на три революции и две мировые войны. Он застал первое электричество в Москве, и полет Гагарина в космос. Еще студентом, в классе у любимого учителя Сергея Танеева, Гольденвейзер играл самому Чайковскому, а десятки лет спустя, будучи уже профессором Московской консерватории, задавал студентам пьесы Прокофьева и Шостаковича. Друг и соученик великих композиторов - Рахманинова, Скрябина, Метнера, Гольденвейзер стал одним из первых исполнителей и горячим пропагандистом их некогда «запрещенных» сочинений.
Его называли музыкантом-интеллектуалом, пианистом-мыслителем с особой, вдумчивой, крайне щепетильной к авторскому наследию манерой исполнения. Так же трепетно относился он к слову, поэзии, русскому языку, сочиняя оперы по произведениям Пушкина и Тургенева, занимаясь музыкальной критикой, создавая в мемуарах портреты современников.
Еще в юности Гольденвейзер испытал мощное влияние личности и просветительских идей Льва Толстого, с которым был дружен на протяжении пятнадцати лет. Безусловным достижением русской просветительской традиции стала организованная профессором Гольденвейзером Особая группа для одаренных детей при Московской консерватории – будущая ЦМШ. Она завершила формирующуюся модель непрерывного музыкального образования и обеспечила триумф целым поколениям отечественных музыкантов.
Едва ли не самым важным качеством «школы Гольденвейзера» было отсутствие натаскивания, поддержка разносторонних интересов, воспитание нравственного чувства и отеческое участие в судьбе каждого ученика. Не случайно многие из них сами сделались первоклассными педагогами, музыковедами. «Круг его интересов неизмеримо шире и не укладывается в привычное представление о музыканте, – писал Григорий Гинзбург, шестилетним мальчиком взятый в дом Гольденвейзеров – … Он так же учится, как и мы, только мы не можем никак догнать своего учителя». «Он как никто другой в Московской Консерватории говорил только то, что думал… К нему всегда обращались разные по возрасту и положению люди с просьбой что-то отстоять, поддержать или помочь. Он никогда никому не отказывал. Он все делал для других и ничего для себя. В консерватории и вне ее его авторитет был непререкаем», – слова другого ученика, Наума Бродского.
И пусть сегодня многие «ноу-хау» профессора Гольденвейзера давно уже стали неотъемлемой частью московской фортепианной традиции, секреты его школы, особое отношение к жизни продолжают передаваться из рук в руки от учителя к ученику. Целая плеяда блестящих виртуозов современности - Андрей Писарев и Павел Нерсесьян, Николай Луганский и Вадим Руденко, Екатерина Мечетина и Денис Мацуев – это члены одной семьи, класса профессора Сергея Доренского, талантливого ученика Григория Гинзбурга, воспитанника Гольденвейзера.
Юбилейный год Александра Борисовича Гольденвейзера Российский национальный музей музыки отметит выставочными проектами, просветительской и концертной программой.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).