Именно так — «Америка. Нью-Йорк. P. Tschaikowsky. Steinway-Hall» — просил писать себе композитор в апреле–мае 1891 года. Без малого месяц Пётр Чайковский провёл тогда в Новом свете: 26 апреля, сойдя с французского парохода «Бретань» (LaBretagne), он ступил на нью-йоркскую землю, а 21 мая немецким пароходом «Князь Бисмарк» (FürstBismark) отбыл в Европу. Основным городом пребывания стал Нью-Йорк, но Пётр Ильич также посетил Балтимор, Буффало, Вашингтон и Филадельфию. Главным событием этой поездки явилось участие композитора в открытии нового концертного зала в Нью-Йорке, впоследствии названного «Карнеги-холл» (по имени мецената Эндрю Карнеги, на средства которого он был построен). Чайковский дирижировал своими сочинениями на четырёх «инаугурационных» концертах, состоявшихся 5, 7, 8 и 9 мая, а также дал по одному концерту в Балтиморе (15 мая) и Филадельфии (18 мая). Под управлением автора прозвучали Торжественный коронационный марш, Третья оркестровая сюита, Первый фортепианный концерт (солировала немецкая пианистка Адель Аус дер Оэ) и Серенада для струнного оркестра.
Поездка стала продолжением двух больших концертных туров композитора по странам Европы, состоявшихся в 1887–1889 годах, которые не только расширили известность его сочинений, но и открыли миру Чайковского-дирижёра. Как мировая музыкальная знаменитость русский музыкант был приглашён открыть главный концертный зал США.
Организация американских гастролей заняла сравнительно немного времени. Приглашение Морриса Рено, директора The Music-Hall Company, построившей новый концертный зал в Нью-Йорке, композитор получил через известного концертного агента и постоянного организатора своих зарубежных гастролей Германа Вольфа всего за три месяца до поездки, в конце января 1891 года. Пётр Чайковский с большой радостью принял это приглашение. Он писал своему другу и постоянному издателю Петру Юргенсону: «Это до того выгодно и легко, что было бы безумие упустить случай съездить в Америку, о чём я так давно мечтал».
Хотя композитору ранее не доводилось бывать в США, этой далёкой и загадочной стране он был уже многим обязан. Так, именно в Америке в октябре 1875 года впервые был исполнен его Первый фортепианный концерт (солировал пианист Ганс фон Бюлов, дирижировал Бенджамин Джонсон Ланг). В 1879 году в Нью-Йорке также впервые публично прозвучал Скрипичный концерт Чайковского. «Какая необычайная страна Америка! Всё в ней грандиозно и получает гигантские размеры, с которым ничего не сравнимо в Европе», — восклицал благодарный композитор в письме, написанном задолго до собственной концертной поездки. Реальность не разочаровала его.
Путешествие в Северную Америку очень обогатило Чайковского! Сознавая всю необычность и исключительность того, что с ним тогда происходило, композитор подробнейшим образом фиксировал собственные впечатления. Известно его письмо-дневник к брату Модесту Ильичу, которое Пётр Чайковский писал на корабле по пути в Нью-Йорк, и, собственно, сам дневник с детальными ежедневными описаниями жизни в Америке. Из них видно, что его поражало буквально всё: и необычайно высокие дома («Там есть дом в 21 этаж!!!!»), и полный отказ от использования свечей («Освещение электрическое и газовое. Свечей вовсе не употребляется»), и этнический состав населения («Меня поразило обилие негритянских физиономий»), и проявления «гражданской активности» («Прогуливаясь по дальнему Broadway, наткнулся на митинг социалистов в красных шапках… Однако вся эта демонстрация показалась мне каким-то шутовством»). Главным же впечатлением Петра Ильича от поездки стало ощущение широты и «грандиозности всего предпринимаемого американцами». Это впечатление было поддержано красотой и величием зрелища Ниагарского водопада, который композитор посетил 12 мая.
На обратном пути из Америки, переплывая на корабле Атлантический океан, Чайковский сделал несколько эскизов к симфонии, которую он предполагал назвать «Жизнь». Такое сочинение им создано не было, однако в громадном масштабе творческого замысла можно уловить влияние американских впечатлений. Возможно, именно они придали композитору сил и смелости обратиться в своём творчестве к столь колоссальной теме.
В фондах Российского национального музея музыки хранится одно письмо Петра Чайковского, написанное в Нью-Йорке. Оно адресовано композитору Георгию Конюсу и датировано 14 мая. Предлагаем полное факсимиле этого документа вниманию наших подписчиков и читателей.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).