Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«АРХИТЕКТОР НОВЕЙШЕЙ МУЗЫКИ» ЯНИС КСЕНАКИС

29.05.2022
«АРХИТЕКТОР НОВЕЙШЕЙ МУЗЫКИ» ЯНИС КСЕНАКИС

29 мая исполняется 100 лет со дня рождения композитора Яниса Ксенакиса

 Человек-легенда, французский архитектор, математик, композитор и музыкальный теоретик Янис Ксенакис (1922–2001) стал первым музыкантом, использовавшим математический метод в музыке как основополагающий конструктивный принцип её сочинения. Кроме того, композитором был создан уникальный компьютер UPIC с графическим вводом, позволяющим «рисовать» музыкальную ткань. По словам самого Я. Ксенакиса, «с появлением электронных компьютеров композитор станет чем-то вроде пилота: ему останется нажимать кнопки, вводя координаты, и осуществлять контроль над путешествием корабля в пространстве музыки».

Я. Ксенакис творил во многих музыкальных жанрах, среди которых излюбленными были жанры балета, электронной музыки и особенно – оркестровые произведения. В своём оркестровом творчестве Я. Ксенакис стремился объединить принципы архитектуры и музыкальной композиции.

Первым наиболее известным произведением Я. Ксенакиса  стала симфоническая пьеса Metastaseis («Метастазы»). Существует рисунок Ксенакиса, изображающий, как движутся линии отдельных инструментов в этом сочинении: они сближаются, разъезжаются, уплотняются, ломаются... Другими словами, партитура «Метастаз» очень сильно напоминает схему металлического каркаса тех зданий, которые проектировал Я. Ксенакис как архитектор. Эта музыка явно вдохновлена визуальной аналогией.

Одним из немногих масштабных проектов Я. Ксенакиса стал Persepolis, созданный в 1971 году. Эта электроакустическая композиция звучала ночью на развалинах античного города. Специально для этого проекта композитор спроектировал массу световых эффектов. Ещё одним проектом такого рода стал Diatope (1978). Он мыслился как единство пространства (архитектуры), звука и света.

Я. Ксенакис даёт также название своей новой музыке — стохастическая, и приводит в пример природные явления. Помимо архитектуры, композитора вдохновляют природные звуковые явления — такие, как, например, звук дождя по крыше или пение цикад.

Основные идеи музыкальной теории Я. Ксенакиса сформулированы композитором в его книге «Формализованная музыка — математические принципы музыкальной композиции». Я. Ксенакис является автором и разработчиком ряда новых идей музыкальной композиции, которые и сегодня, на излёте первой четверти XXI века по-прежнему остаются весьма актуальными и перспективными. Эти идеи соединяют логическое мышление математика, пространственное мышление архитектора и чувственное ощущение музыканта.

В историю мировой музыкальной культуры французский архитектор и музыкант греческого происхождения Янис Ксенакис вошёл как один из лидеров Новейшей музыки и ярчайший представитель европейского авангарда второй половины ХХ века. Его разносторонняя деятельность существенно повлияла на развитие современного искусства, и это влияние продолжает усиливаться и в наши дни.