Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Бах открывает двери в вечность

31.03.2025

31 марта 1685 года родился великий немецкий композитор и органист Иоганн Себастьян Бах.

При жизни Бах был известен прежде всего как блестящий органист и непревзойдённый виртуоз игры на клавире, знаток практически всех его разновидностей и способов настройки.

Сочинения Баха, почти неизвестные современникам, последующими поколениями были практически забыты, и лишь с начала XIX века стало возможным оценить масштаб музыкального наследия композитора. Творческое наследие Баха необычайно велико и включает многие сотни произведений во всех известных жанрах своего времени, кроме оперы. Благодаря просветительской деятельности Мендельсона, Шумана и Листа сочинения Иоганна Себастьяна Баха начали возрождаться к новой жизни и обретать своего слушателя. В 1829 году впервые после многих лет забвения Феликс Мендельсон исполнил в Берлине «Страсти по Матфею» и для многих «открыл» Баха. Найденные Мендельсоном в Лейпцигской церкви святого Фомы рукописи Баха легли в основу коллекции, включающей более 1 тысячи сочинений композитора.

Иоганн Себастьян Бах происходил из знаменитого рода Бахов, подарившего миру многих профессиональных музыкантов, и был младшим из восьми детей. Рано осиротев, Иоганн Себастьян был отдан на воспитание старшему брату Иоганну Кристофу, органисту церкви Святого Михаила, у которого учился игре на клавире и органе. По ночам Себастьян тайком переписывал ноты из книги брата, собрав, таким образом, целый том из произведений Пахельбеля, Керля, Флобергера. К семнадцати годам Бах хорошо владел не только клавесином, органом и скрипкой, но также пел и выступал как помощник кантора.

Совершенствуясь, Бах поднимался по ступеням музыкально-служебной иерархии от придворного скрипача в капелле герцога Иоганна Эрнста и органиста церкви Св. Бонифация в Арнштадте к должности концертмейстера, капельмейстера и, наконец, руководителя Музыкальной коллегии и кантора церкви Св. Фомы в Лейпциге. Одновременно он совершенствовался как композитор, превосходя всех своих предшественников в форме, поднимаясь на высшую ступень полифонического мастерства.

В Лейпциге Бах поднял на исключительную высоту музыкальную жизнь города. Здесь он руководил исполнением церковной и светской музыки, здесь написана и большая часть кантат композитора, мессы и оратории. В Лейпциге Бах создал лучшие вокально-инструментальные композиции: «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», большую часть кантат.

Выдающийся виолончелист Пабло Казальс однажды сказал о композиторе: «Бах высший гений музыки. Он достиг сердца каждого благородного движения души, снял покровы человеческой природы, пока не стали ясны её божественные атрибуты. Он сделал Божественное человеческим, а человеческое Божественным».

Музей музыки как крупнейшая сокровищница памятников музыкальной культуры хранит издания сочинений великого композитора. Одно из наиболее ценных – первое издание «Страстей по Матфею» И.С. Баха 1830 года. Раритет, поступивший в Музей музыки 12 октября 1965 года от Чугунова Юрия Николаевича, имеет дарственную надпись известного дирижёра и виолончелиста Виктора Львовича Кубацкого: «Дорогой Юрий! Тебе я с любовью передаю эту реликвию. В. Кубацкий. 8.11.[57]». На обороте 1-го листа – ещё одна надпись: «Из архива Анатолия Андреевича Брандукова… это первое издание».

В фонде выдающегося советского скрипача Давида Ойстраха хранится факсимильное издание с авторской рукописи Бранденбургских концертов Иоганна Себастьяна Баха с дарственной надписью от руководителей оркестра Гевандхауза.

Ещё один сборник сочинений И.С. Баха ExersisespourleClavecin, изданный в Лейпциге предположительно в 1812 году, поступил в Музей музыки от дочери известного профессора медицины Н.В. Склифосовского Ольги Николаевны Яковлевой. На книге – дарственная надпись: «От Ольги Николаевны Склифософской-Яковлевой в дар Музею музыкальной культуры им. М.И. Глинки, союзного значения». Ученица Рубинштейна Ольга Николаевна основала и возглавила собственную гимназию, где дважды в месяц устраивались музыкальные дни, когда она на концертном рояле играла Чайковского, Мусоргского, Бетховена и Баха.

 

 

Е.Л. Харлова

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.