140 лет назад, 2 февраля 1883 года в Ростове-на-Дону родился Михаил Фабианович Гнесин – один из представителей знаменитой музыкальной династии. Талантливый композитор с яркой индивидуальностью, он создал немало камерных, вокальных и инструментальных сочинений. Гнесин был известным педагогом, воспитавшим несколько поколених известных композиторов. Его критические статьи освещали различные проблемы музыки, а общественная деятельность на протяжении всей его жизни служила распространению музыкального искусства.
Получив начальное музыкальное образование в родном городе, и идя по стопам старших сестёр, семнадцатилетний Михаил Гнесин отправился в Москву для поступления в консерваторию, но потерпел неудачу. Через год, в 1901 году, уже имея в творческом багаже романсы собственного сочинения, он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на отделение теории и композиции. Учиться в консерватории у самого Николая Андреевича Римского-Корсакова было для молодого музыканта большой удачей. Это обстоятельство определило всю дальнейшую жизнь Гнесина и его отношение к музыке. Римский-Корсаков оставался для него безусловным эталоном, и Гнесин всегда хранил верность памяти и традициям своего учителя.
Первый этап творчества Гнесина-композитора был связан с Санкт-Петербургом. В те годы музыкальный язык молодого автора, достаточно сложный, во многом был обусловлен влиянием литературных течений начала XX века (прежде всего, символизмом). Гнесин писал романсы на стихи поэтов серебряного века Константина Бальмонта, Фёдороа Сологуба, Александра Блока, Вячеслава Иванова. Их отличал яркий мелодизм, романтическая взволнованность и поэтичность, внимательное отношение к вокальной интонации, свежесть гармонического языка.
Сочинения Гнесина вызвали большой интерес и с успехом звучали на «Вечерах современной музыки» в Петербурге и на «Музыкальных выставках» в Москве в исполнении Надежды Забелы-Врубель, Марии Дейша-Сионицкой, Ивана Алчевского. Дирижер и пианист Александр Зилоти постоянно включал сочинения Гнесина – вокальные, симфонические и камерные – в программы своих концертов, а издатель Пётр Юргенсон печатал все его новые опусы. Как музыкальный критик Гнесин активно выступал со статьями в журнале «Музыкальный современник».
С годами Гнесин проявлял всё больший интерес к фольклору разных народов, в частности, к еврейским древним напевам. В 1914 году он впервые посетил Палестину, а также познакомился с армянским музыкальным деятелем Комитасом. Позднее его исследовательский интерес распространился на народную музыку Кавказа, Поволжья, Средней Азии.
В 1920-х еврейская народная музыка стала питательной средой для его композиторского творчества. Одним из первых образцов стал Квинтет для струнного квартета и арфы «Песня странствующего рыцаря»; позднее появился цикл «Повесть о рыжем Мотеле», ставший значительным сочинением композитора. Гнесин продолжал писать вокальные произведения на тексты еврейских поэтов (в русских переводах и на идише), а также на стихи русских поэтов на еврейские мотивы.
С середины 1930-х музыкальный язык Гнесина стал меняться. Композитор меньше обращался к вокальной музыке. От приёмов утончённого письма он шёл к более простому, монументальному языку. Композитор одним из первых обратился к советской тематике, к массовой песне в симфоническом творчестве. «Симфонический монумент» для симфонического оркестра и хора на слова С.А. Есенина стал ярким воплощением «массовых действ».
Прослеживая жизненный путь Гнесина, можно заметить одну особенность: подчиняясь жизненным обстоятельствам, ему приходилось часто менять места своего жительства: Ростов-на-Дону — Москва — Санкт-Петербург — Ростов-на-Дону — Берлин — Москва — Ленинград — Москва. Ответ на это может быть таким: Гнесин стремился найти лучшее применение своим силам на благо развития музыкального искусства.
В 1911 году, покинув Петербург и отойдя от сочинительства, Гнесин возвратился в родной Ростов-на-Дону, где вплотную занялся просветительской деятельностью. За последующие восемь лет он, по существу, возродил музыкальную и культурную жизнь города: преподавал, читал лекции о музыке, организовывал музыкальные фестивали. Благодаря его усилиям была открыта музыкальная библиотека и три музыкальные школы. В 1920 году он стал первым директором Консерватории в Ростове-на-Дону.
Не раз Михаил Фабианович получал помощь и поддержку своей старшей сестры Елены Гнесиной. В 1923 году Гнесин снова приезжает в Москву, чтобы присоединиться к семейному делу сестёр Гнесиных – к работе в Музыкальном техникуме. Он с увлечением занимается педагогической работой: ведёт класс гармонии, класс композиции, читает различные курсы лекций, создает свою методику преподавания композиции для начинающих обучение, которую он позднее изложил в учебнике «Начальный курс практической композиции» (1941). Среди его учеников техникума в те годы были Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Сергей Скребков, а позднее - Карэн Хачатурян, Борис Чайковский, Александр Чугаев и др.
С 1925 года Гнесин начал преподавал в Московской консерватории, возглавив педагогический факультет. Стремясь расширить кругозор учащихся, он предлагал различные дополнительные курсы для свободного творческого развития молодёжи.
Годы его жизни в Москве связаны с постоянной борьбой за судьбу своего педагогического факультета. В 1935 году факультет был закрыт, и Гнесин вновь переезжает в Ленинград преподавать композицию в Ленинградской консерватории. В тот период его учениками были ставшие в будущем талантливыми композиторами Борис Клюзнер, Альберт Леман, Вадим Салманов и др.
Три года войны Гнесин провёл в эвакуации в Йошкар-Оле и в Ташкенте вместе с преподавателями Ленинградской консерватории. В 1944 году по настоянию и при помощи своей сестры Елены Гнесиной, он в третий раз приезжает в Москву – заведовать кафедрой композиции в Государственно-педагогическом институте имени Гнесиных.
Кампания 1948 года по «борьбе с формализмом» напрямую не затронула Гнесина. Он не обвинялся в формализме, но его смелая принципиальность как музыканта и как руководителя кафедры композиции находилась под пристальным вниманием. Это привело к тому, что в 1951 году ради сохранения кафедры, и ради дела, которому он искренне был предан, Гнесин оставил педагогическую работу, уйдя на пенсию.
В последние годы жизни музыкант писал статьи для будущей книги о русском симфонизме; создал два крупных инструментальных сочинения — Сонату-фантазию для фортепианного квартета и Вариации для виолончели и фортепиано. В 1946 году Соната-фантазия получила высокое официальное признание и была удостоена Сталинской премии. В 1956 году была выпущена книга Гнесина с воспоминаниями о его учителе «Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове».
Через год, в 1957 году, Гнесин, давно страдавший болезнью сердца, скоропостижно скончался от инфаркта возрасте 74 лет.
Жизнь Михаила Фабианович Гнесина, полная бурных событий, переездов и работы в разных городах, была всегда нацелена на развитие музыкального искусства. Многогранно образованный человек, яркий и своеобразный композитор, мудрый педагог и смелый общественный деятель, всегда умевший стоять на высоте своих принципиальных позиций, Михаил Фабианович Гнесин, считая своим призванием музыкальное просветительство, беззаветно служил музыке.
Ольга Кузина
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).