«Вся моя жизнь была непрерывным гимном труду», – так говорил о своём жизненном пути композитор, дирижёр и педагог Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов [1, 152].
Сегодня имя музыканта ассоциируется в первую очередь с названным в его честь Государственным музыкально-педагогическим институтом. На заре деятельности учреждения, когда оно ещё носило статус школы, Ипполитов-Иванов приезжал туда с визитом и после вспоминал: «Посетив школу моего имени, я счастлив засвидетельствовать её серьёзное направление и необыкновенную любовь к своему делу преподающих, составляющих дружную семью – эта дружба и любовь является залогом прочного успеха в будущем» [3]. Подобную тёплую атмосферу Михаил Михайлович застал ещё в Петербургской консерватории во времена студенчества и впоследствии на протяжении жизни относился с необыкновенным радушием к ученикам и коллегам, отдавая много сил развитию музыкального образования и просвещения.
Общественная и педагогическая работа Михаила Ипполитова-Иванова началась в Тифлисе после окончания консерватории. «Люблю Грузию и Тифлис, как свою вторую родину, – говорил он. – Все мои помыслы были направлены к тому, чтобы побывать на Кавказе, в этой сказочной стране». В двадцать два года недавний выпускник при содействии грузинских музыкантов открыл Тифлисское отделение Русского музыкального общества и Музыкальное училище, которые возглавлял одиннадцать лет.
Несмотря на активную занятость в сфере просвещения, мечтой Ипполитова-Иванова оставалась профессия дирижёра. Вспоминая о своих детских устремлениях, музыкант писал: «Мысль и желание было одно – овладеть «волшебной палочкой» – быть дирижёром» [1, 11]. Поэтому наряду с преподаванием Михаил Михайлович посвящал много времени любимому делу, работая в Тифлисском оперном театре. Он организовывал регулярные симфонические концерты, куда приглашал самых известных музыкантов. По просьбе Ипполитова-Иванова в Тифлисе выступали Пётр Ильич Чайковский, Антон Рубинштейн и Василий Сафонов, который в то время был директором Московской консерватории.
Во время визитов Сафонов высоко оценил творческий и организаторский талант молодого музыканта и пригласил его в Москву на должность профессора консерватории. «Москва и консерватория – эти слова для меня были такими же притягательными, как Мекка и Медина для правоверного», – вспоминал Ипполитов-Иванов [1, 79].
С того момента и до конца дней его жизнь была связана с Москвой. Более сорока лет Михаил Ипполитов-Иванов преподавал в консерватории, воспитав плеяду выдающихся музыкантов. В его классе обучались Рейнгольд Глиэр, Александр Гольденвейзер, Николай Голованов, Павел Чесноков, Константин Игумнов и многие другие. Гольденвейзер с теплотой вспоминал учителя: «Михаил Михайлович делился с нами своим опытом, давая мудрые советы и указания, – говорил он. – Ценнейшим его свойством как педагога, был бережный подход к индивидуальности учащегося. Он каждому предоставлял быть самим собой, относясь с лёгкой, добродушной иронией к молодому задору некоторых из нас» [2, 279].
После ухода Василия Сафонова из консерватории Михаил Ипполитов-Иванов был избран на должность директора и занимал свой пост семнадцать лет. На эти годы выпало немало испытаний, главным из которых стала Октябрьская революция: «В тяжёлый период разрухи после двух войн – Мировой и Гражданской – для консерватории настали трудные времена. Однако Михаил Михайлович никогда не падал духом. Благодаря мудрому спокойствию, безукоризненному такту и врождённому здравому смыслу ему удалось благополучно провести Московскую консерваторию сквозь все трудности», – вспоминал Александр Гольденвейзер [2, 280]. Выдержав все сложности и преобразования, Ипполитов-Иванов стал первым ректором Московской консерватории советского периода.
Во главе консерватории Михаил Михайлович продолжал активную дирижёрскую деятельность. До революции он возглавлял симфонические собрания Русского музыкального и Русского хорового общества, руководил оркестрами студентов Синодального училища, Московской консерватории и Московского университета. Под его управлением создавались постановки Частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперного театра Сергея Зимина, а в советское время он занял должность дирижёра Большого театра.
Под руководством Михаила Ипполитова-Иванова нередко ставились его собственные сочинения: увидели свет оперы «Ася» и «Измена», сюита «Кавказские эскизы» и кантаты на столетие со дня рождения Пушкина, Жуковского и Гоголя, исполненные при открытии памятников на Арбатской площади. Вершиной дирижёрской карьеры музыканта стало исполнение «Страстей по Матфею» Баха, в котором участвовали около трёхсот человек. Ученик Ипполитова-Иванова Сергей Василенко с восхищением отзывался о дирижёрском таланте наставника: «Как дирижёр Михаил Михайлович был очень тонок… Он обладал необычайным слухом и слышал весь оркестр, всякую фальшивую ноту» [2, 274].
В последние годы жизни Михаил Ипполитов-Иванов большую часть времени посвящал музыкально-общественной работе. Он был неизменным членом жюри различных конкурсов и смотров, работал на радио, руководил реформой учебных программ Грузинской консерватории, а после открытия в Москве музыкального училища его имени помогал его становлению, посещал классные занятия и ученические вечера. Кроме того, совместно с Николаем Жегиным он организовал Общество друзей Дома-музея П.И. Чайковского в Клину и в течение ряда лет был его председателем.
Говоря об общественной деятельности Ипполитова-Иванова, нельзя не вспомнить, что с его именем связана история Музея музыки. Находясь на посту директора Московской консерватории, Михаил Михайлович способствовал открытию музея при вузе. В феврале 1910 года на заседании дирекции Московского отделения Императорского Русского музыкального общества было принято решение «Об устройстве музея при библиотеке Московской консерватории» с присвоением ему имени Николая Рубинштейна. Именно эта скромная инициатива явилась отправной точкой в становлении многопрофильного музея музыки мирового значения, известного сегодня как Российский национальный музей музыки.
Николай Голованов говорил: «Когда вспоминаешь Ипполитова-Иванова как педагога, как дирижёра, как композитора и как большого человека, в руках которого было музыкальное просвещение, то все эти качества запоминаются на всю жизнь и, несомненно, войдут в историю русского музыкального искусства» [2, 278-279].
Список литературы:
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).