Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Новости

Что ни чех - то музыкант...

08.09.2021

К 180-летию со дня рождения Антонина Дворжака

 

 8 сентября исполняется 180 лет со дня рождения Антонина Дворжака (1841–1904) «самого известного в мире чешского композитора», как его нередко называют.

В историю мировой музыкальной культуры Антонин Дворжак, наряду с ещё одним знаменитым «гением музыки» (по словам Ф. Листа) Бедржихом Сметаной, вошел как основоположник чешской музыкальной классики и создатель национальной симфонической школы. Он не только «самый известный в мире чешский композитор», но и один из наиболее часто исполняемых.

Справедливости ради следует заметить, что Чехия традиционно была очень музыкальной страной. Музицировать на скрипке, фортепиано или ансамблем любили не только во дворцах аристократов, но и в домах простых людей. Не случайно родилась поговорка «Что ни чех – то музыкант». Поэтому не удивительно, что и в дворах вельмож других европейских стран всей музыкальной частью нередко руководили именно чехи.

Однако отсчитывать «основоположников» принято с эпохи романтизма, с периода возникновения национальных школ, связанных с обращением композиторов к собственной национальной культуре. Именно в XIX веке родилась великая русская музыка с целой плеядой ярких, самобытных гениев, а Б. Сметана и А. Дворжак стали основателями чешской национальной музыкальной классики.

А. Дворжак, чья личность и творчество поражают своей многогранностью, явился выразителем сущностных тенденций, характерных для развития чешской культуры на протяжении всей её многовековой истории, – тенденций, которые можно определить как центробежную и центростремительную силу. Так, первая из них была направлена на всестороннее расширение внешних связей, вторая – на бережное сохранение внутреннего национального своеобразия и верность глубинным славянским истокам.

Неповторимое своеобразие и самобытность музыки А. Дворжака обусловлены уникальным соединением, казалось бы, взаимоисключающих личностных черт и качеств. Скромный исполнитель-альтист, свыше десяти лет проработавший в оркестре, – и автор множества произведений почти во всех существовавших жанрах; музыкант, получивший образование в чешской «глубинке», – и композитор, объединивший в своем творчестве самые значимые и жизнеспособные принципы искусства предшествующих эпох и современности в преддверии XX века.

Творчество А. Дворжака поистине всеохватно: он автор десяти опер (в том числе, таких как «Русалка», «Ванда», «Чёрт и Кача», «Король и угольщик»), девяти симфоний (самая знаменитая из них – Симфония № 9 «Из Нового света», написанная в США) и множества других симфонических опусов, десяти произведений  кантатно-ораториального жанра (среди них — Stabat Mater, Реквием, Te Deum), около тридцати камерно-инструментальных ансамблей. Многогранна и вокальная музыка композитора – достаточно вспомнить такие сочинения, как «Моравские дуэты», «Кипарисы», «Библейские песни» и «Песни любви». Фортепианное наследие композитора включает в себя пьесы различных жанров и ансамбли в четыре руки, среди которых особо стоит выделить «Славянские танцы», впоследствии переработанные композитором для оркестра. А. Дворжак отдал дань и жанру концерта, создав поистине выдающиеся сочинения, – Скрипичный, Фортепианный и особенно Виолончельный концерты… При этом, к какому бы из жанров не обращался композитор, в каждом из них он ярко индивидуален. Его изобретательность в музыке необычайно велика, а красота мелодий – неповторима.

В конце 1870-х годов к А. Дворжаку приходит широкое признание на родине, а к началу следующего десятилетия – и за рубежом, в чём немалую роль сыграли его знаменитые «Славянские танцы». В 1878 году А. Дворжак впервые встал за дирижерский пульт в Праге: весь концерт был посвящен его произведениям. Начиная со следующего года, лучший венский дирижер Ганс Рихтер систематически включает их в свои программы.

В 1879 году, состоялось личное знакомство А. Дворжака с И. Брамсом, в чьём лице композитор обрёл искреннего ценителя его таланта и покровителя на протяжении почти двух десятилетий. А в 1884 году с триумфом проходят гастроли А. Дворжака в Лондоне (композитор девять раз выезжал на гастроли в Англию: в 1884–1886, 1890–1891 и 1896 годах). В 1891 году Кембриджский университет присуждает ему почетное звание доктора наук (в конце XIX века это звание было присуждено также П. Чайковскому и Э. Григу).

Одной из интереснейших страниц в творческой биографии А. Дворжака является его дружба с П.И. Чайковским. Их личное знакомство состоялось в Праге 12 февраля 1888 года в Национальном театре. Пётр Ильич любил Прагу, и его в этом городе, в этой стране его тоже любили, почитали и исполняли. Чайковский посещал репетиции Седьмой симфонии Дворжака, а Дворжак бывал на всех пражских репетициях Чайковского – как перед оркестровыми концертами (Пётр Ильич выступал как дирижер в двух концертах, составленных из его собственных сочинений, 7 (19) и 9 (21) февраля 1888 года), так и перед премьерой оперы «Евгений Онегин», состоявшейся в Праге в том же году. По поводу этой оперы А. Дворжак писал Петру Ильичу в январе 1889 года: «С радостью признаюсь, что Ваша опера произвела на меня глубокое впечатление, именно такое, какое я ожидаю от настоящего артистического творения... Это чудное произведение, полное теплого чувства и поэзии..., это музыка, манящая нас к себе и проникающая так глубоко в душу, что её нельзя забыть» (См.: Дворжак в письмах и воспоминаниях // Сост. О. Шоурек. М., 1964).

Известно, что А. Дворжак подарил П.И. Чайковскому клавир своей большой оперы «Димитрий», созданный на сюжет из русской истории. По инициативе П. Чайковского, А. Дворжак приезжал в Россию и дирижировал концертами из своих произведений в Москве и Петербурге в феврале - марте 1889 года.

В фондах Российского национального музея музыки хранятсяфотографии и письма А. Дворжака (одно из них, написанное на немецком языке, адресовано Василию Сафонову – выдающемуся русскому пианисту, педагогу, дирижеру, музыкально-общественному деятелю, с 1889 г. директору Московской консерватории, одному из директоров Императорского русского музыкального общества), редкие нотные издания его произведений, вырезка из газеты «Правда» со статьей Дмитрия Кабалевского «Дворжак в нашей стране», афиши концертов музыки композитора с участием известных российских исполнителей – Государственного струнного квартета имени Бетховена (одного из старейших и наиболее авторитетных камерных ансамблей классической музыки), скрипача Бориса Гольдштейна, дирижёра Ария Пазовского, пианиста Михаила Готлиба и др. 

И. В. Новичкова,

кандидат искусствоведения,

старший научный сотрудник

Российского национального музея музыки

 

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.