Что такое музей? Это хранилище нашей истории. Наряду с библиотеками и архивами, музеи сохраняют наше национальное наследие. Основное предназначение Российского национального музея музыки — сохранение и приумножение культурных ценностей, которые были созданы музыкантами России.
Музыкальное искусство в нашей стране имеет не столь древнюю историю в сравнении с западноевропейским. Тем не менее с конца XVIII – начала XIX века рост национального самосознания был настолько бурным, что создал самостоятельную ветвь в истории мировой музыки: яркую и самобытную культуру, которая отличалась тесной связью с русским национальным фольклором, с его неповторимой песенной природой и гармоническим своеобразием, вошедшим в тесную взаимосвязь с классической европейской музыкой. Об этом свидетельствуют сочинения Александра Алябьева, Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Алексея Верстовского. Главным для русских композиторов стало создание своего музыкального языка, созвучного русской народной музыке, своих сюжетов, отражающих русскую сказочность и былинность, русский дух. Возьмем, к примеру, сюжеты опер Михаила Глинки, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, самобытную мощь музыкальных драм Модеста Мусоргского. Не имея профессионального европейского образования, а лишь огромный внутренний творческий потенциал и интуицию, русские музыканты первой половины XIX века создавали непревзойденные шедевры музыкальной классики. Ни в одной другой стране мира нет такой одухотворенности и поэтичности в музыке, которая захватывает самые глубинные струны человеческой души. Сочинения Сергея Прокофьева, Петра Чайковского, Сергея Танеева, Александра Скрябина, Дмитрия Шостаковича, Сергея Рахманинова также явились музыкальными шедеврами в разных жанрах и вышли далеко за рамки национального сокровища.
Именно Россия стала знаменита своими музыкантами-исполнителями, среди которых Анна Есипова и Василий Сафонов, Карл Давыдов, Антон и Николай Рубинштейны, Анатолий Брандуков, Федор Шаляпин, Виталий Собинов, Иосиф Левин, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Мария Юдина, Владимир Софроницкий, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган и многие другие.
Интерес к русской национальной культуре в российском обществе появился ещё в середине XIX века. Начался процесс собирания и изучения русского фольклора, составления сборников русских народных песен, глубокого изучения церковной музыки. В 1862 году Владимир Одоевский — философ, литератор, композитор, органист и исследователь музыки — проводил «Музыкальные беседы» с целью распространения музыкально-теоретических знаний. Он же издал «Музыкальную грамоту или основания музыки для не-музыкантов». В своих многочисленных статьях Одоевский стремился обратить музыкальные вкусы общества в сторону национального искусства. В критических статьях, собирая народные напевы и изучая древнерусское церковное пение, он боролся за русское искусство. В 1860 году в Москве (вслед за Санкт-Петербургом) было организовано Русское музыкальное общество, во главе которого стал Николай Рубинштейн— пианист, педагог, выдающийся музыкально-общественный деятель, создатель Московской консерватории, которая открылась 1 сентября 1866 года. В тот день Николай Григорьевич указал на главную цель учреждения — возвысить значение русской музыки и русских артистов. Консерватория должна открыть дорогу русскому таланту.
XX век принёс в музыку новую волну творческих дарований. Новая эпоха рождала другой музыкальный язык, созвучный очередному этапу в жизни страны. Основу тогда составляли патриотические сюжеты и русская тематика: музыка к кинофильму «Иван Грозный», «Война и мир», музыка к кинофильму и кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева, оперная и симфоническая музыка Дмитрия Шостаковича, Юрия Шапорина, Ивана Дзержинского. В 1920–1930-е годы среди композиторов появилось много новых имён: Борис Шехтер, Александр Давиденко, Николай Рославец, Арсений Авраамов, Андрей Пащенко, Михаил Гнесин, Рейнгольд Глиэр, Юлиан Крейн (их архивы также хранятся в фондах Музея музыки). Это время явило собой новый подъем композиторского творчества, вспомним Николая Мясковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна, Гавриила Попова, Моисея Вайнберга. Каждый из них по-своему выражал сопричастность к родной русской культуре.
С 1920-х годов в музыкальной жизни страны появился особый музыкальный жанр — советская массовая песня, которая рассказывала о жизни простых людей, о красоте русской природы, о трудовых буднях города и деревни. Появилось большое количество композиторов, писавших песни. В архивном собрании музея мы находим их личные фонды. Наряду с серьезной академической музыкой, они создавали песни самого открытого и доступного (как того требовало время) музыкального жанра, тесно связанного с мелодикой русской народной песни. Сочинения Никиты Богословского, Дмитрия Покрасса, Анатолия Новикова, Матвея Блантера, Тихона Хренникова, Исаака Дунаевского, Константина Листова, Бориса Мокроусова, Серафима Туликова, Яна Френкеля, Марка Фрадкина, Александра Флярковского. Оскара Фельцмана стали поистине народными. Их песни поют и сегодня.
Дорога русской музыки на Запад была проложена нашими ведущими композиторами ещё с середины XIX века. Начиная с Александра Даргомыжского и Александра Бородина, а также при участии Николая Римского-Корсакова и Петра Чайковского русская музыка, её самобытность, яркость, эмоциональность и поэтичность начала постепенно приобретать особый интерес во Франции, Бельгии и Германии. Так, в Бельгии в 1860-х годах в Льеже появилась «Ассоциация бельгийских музыкантов», которая, проявляя большой интерес к русской музыке, организовала отдельные концерты из произведений русских авторов («Русские концерты»). В них с большим успехом исполнялись и получали лестные отзывы в прессе сочинения Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Александра Глазунова, Цезаря Кюи, Александра Даргомыжского. «Русские концерты» под управлением Николая Рубинштейн походили также на Всемирной вставке в Париже 1878 года в зале дворца Трокадеро. Музыкальный критик Владимир Стасов тогда писал: «…Из всех национальных концертов, происходивших в зале "Трокадеро", с самого начала выставки, ни у одного не было успеха, даже издали приближающегося к успеху нашего русского… Никогда тут не бывает столько публики… никогда публика так, как сегодня не аплодировала и не досиживала до конца».
С конца 1880-х годов Пётр Чайковский также выступал за рубежом. Его концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи с западноевропейскими музыкантами, среди которых были Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и другие. Весной 1891 года композитор побывал в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках Чайковского). В Нью-Йорке он дирижировал Нью-Йоркским симфоническим оркестром на открытии «Карнеги-холла». В 1892 году он (по приглашению «Ассоциации бельгийских музыкантов») также посетил с концертами Бельгию.
Интерес к русскому искусство на рубеже XIX–XX веков был постоянно подогреваем исполнительским искусством Фёдора Шаляпина, который выступал в театрах и салонах Парижа, Монте-Карло, Милана, а также в городах США. Русская музыка Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева звучала и в дягилевских «Русских сезонах» в Париже. Всё творчество Сергея Рахманинова (вплоть до последнего сочинения) было проникнуто любовью и болью за Россию.
В XX веке российское музыкальное искусство продолжало притягивать внимание зарубежной публики, когда наши дирижеры, композиторы и музыканты-исполнители смогли показать своё искусство и подтвердить его высокий статус в европейских концертных залах. Такое признание выпало на долю выдающего скрипача Давида Ойстраха. После своей триумфальной победы на Всемирном конкурсе скрипачей имени Э. Изаи в Брюсселе в 1937 году он покорил многие концертные площадки Европы. Давид Ойстрах был активным исполнителем советской музыки, первым исполнителем скрипичных сочинений Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна. В Музее музыки находится архив Давида Ойстраха, в котором сохранились письма, документы, программы, афиши, фотографии, ноты с его пометами, масса газетных рецензий о выступлениях музыканта. Именно благодаря Ойстраху интерес к русской музыке, к российским музыкантам-исполнителям и к русской исполнительской школе стал огромным. Русское искусство доказало свой высокий уровень и одно из центральных мест в мировой культуре. Отечественные музыканты — композиторы, певцы, пианисты, скрипачи — всегда пропагандировали русскую музыку и продолжают это дело и сегодня.
Коллекция Российского национального музея музыки во всём многообразииотображает музыкальную культуру России за прошедшие столетия, начиная с собрания церковно-певческих книг XVII–XVIII века, заканчивая музыкальными рукописями современных композиторов: Микаэла Таривердиева, Николая Каретникова, Маргариты Кусс. В фондах Музея музыки сфокусировалась вся история русской музыки в музыкальных и литературных рукописях, в письмах и фотографиях, в программах и афишах, газетных рецензиях, мемориальных предметах и изобразительных материалах. Представлены творческие архивы музыкантов, которые создавали славу русского музыкального искусства.
Формирование коллекции музея началось с момента открытия 11/24 марта 1912 года в стенах Московской консерватории Музея имени Н.Г. Рубинштейна. Её основу тогда составили документы, материалы и мемориальные вещи пианиста. В первые годы жизни музея для пополнения его коллекции видные деятели искусства (Александра Губерт, Карл Альбрехт, Василий Энгельгардт, Михаил Ипполитов-Иванов, Сергей Танеев, Назарий Райский, Николай Кашкин, Леонид Собинов) передали в дар сохранившиеся вещи и документы Николая Рубинштейна. В 1920-х годах музей получил в подарок черновые наброски партитур опер Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотой петушок»; композитор Александр Глазунов передал рукопись своей «Карельской легенды», а профессор Московской консерватории Назарий Райский — коллекцию писем деятелей культуры. Рукописи своих произведений передавали музею Сергей Рахманинов, Александр Гречанинов. Дмитрий Шостакович передал в музей часть своего музыкального архива, в том числе партитуру Седьмой симфонии.
За время своего существования музей собрал большую коллекцию личных фондов композиторов, музыкантов-исполнителей, дирижёров, музыковедов.
Хранящиеся в Музее музыки архивные материалы постоянно привлекают внимание музыкантов, исследователей, любителей музыки. Желание проникнуть в тайны прошлого, прикоснуться к музыкальной истории, найти неизвестные подробности исторических фактов и событий — то, что всегда актуально. В истории, как и в жизни, всё происходящее предстает в тесной взаимосвязи. Изучая архивные материалы, хранящиеся в музее, мы можем проследить творческие судьбы музыкантов России на протяжении веков. Наглядно видим переплетение разных эпох, а также творческие влияния и вершины.
Музей музыки каждый день находится в движении и развитии: появляются вновь найденные материалы, которые приносят в музей дарители, идёт постоянная исследовательская работа по атрибуции предметов, которая порой уточняет или даже опровергает ранее устоявшиеся понятия. В этом смысле Музей музыки выполняет важную миссию: сохраняя для будущих поколений имена русских музыкантов, изучая их наследие, он с каждым днём приумножает богатство русского музыкального искусства и надеется, что белых пятен на карте истории музыки останется всё меньше.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).