Каждый год 6 ноября весь музыкальный мир особо чтит память одного из величайших художников всех времён Петра Ильича Чайковского, скончавшегося в Санкт-Петербурге после скоротечной тяжёлой болезни в возрасте 53 лет. На фотографиях последних лет жизни композитор выглядел значительно старше своего возраста, и это дало основание выдающемуся музыковеду Борису Асафьеву сказать: «Чайковский изживал себя в музыке». Интенсивность творческого труда композитора, степень его артистической активности были столь высоки, что он проживал жизнь быстрее других, словно опережая время. Чайковский ушёл из жизни на пике творческой формы, обещая в ближайшем будущем создать новые произведения (среди них Концерт для флейты с оркестром) и планируя новые гастрольные поездки (в частности, он предполагал повторно побывать в Северной Америке). Но обстоятельства сложились иначе...
Последние месяцы жизни подарили Чайковскому возможность неоднократно пережить моменты горячей любви публики. Свидетельством всемирного признания творческих заслуг стало присуждение ему степени Почётного доктора музыки в Кембриджском университете в июне 1893 года. В подлинный триумф Чайковского вылились его дирижёрские выступления в Одессе в январе того же года. Во время пребывания в этом городе композитор писал: «Меня здесь чествуют как какого-то великого человека, чуть ли не спасителя отечества». Сочинения Чайковского, исполненные в одесских концертах, местная пресса награждала самыми восторженными эпитетами. Так, Сюита из балета «Щелкунчик» сравнивалась с «изумительным собранием драгоценных камней, отливающихся всеми цветами радуги». В Одессе был написан и единственный известный натурный портрет Чайковского. Его автор – художник, академик живописи Николай Кузнецов. В фондах Музея музыки хранится копия этой работы, выполненная художницей Надеждой Литвиновой в конце 1950-х годов.
В нынешнем 2024 году в Музее музыки был отреставрирован любопытный документ, связанный с пребыванием композитора в Одессе в январе 1893 года, – титульный лист печатного издания фортепианной «Сюиты характерных вальсов» А.А. Бернарди с автографом Чайковского на обороте. Александр Александрович Бернарди (1867–1943) – хормейстер и один из дирижёров Одесского оперного театра, впоследствии много гастролировавший по России, в сезоне 1896/97 выступал в Частной опере С.И. Мамонтова, а в 1909–1913 годах занимал должность капельмейстера Мариинского театра. В 1913 году Бернарди уехал из России и остаток жизни провёл во Франции. Автограф Чайковского на титульном листе своего сочинения Александр Александрович бережно хранил всю жизнь. Надпись великого композитора содержит оценку сочинения Бернарди:
«Просмотрев настоящее сочинение А.А. Бернарди, я прихожу к несомненному убеждению, что автор его обладает весьма значительным дарованием, к сожалению, недостаточно просвещённым наукой. П. Чайковский. 25 января 1893 год. Одесса».
Кроме того, в перечне пьес, составивших Сюиту, Чайковский внёс исправления в написание своей фамилии: «Tchaikovsky» вместо «Tschaykovsky» (каждая пьеса Сюиты была написана в стиле одного из композиторов, выбранных автором, – Б. Годара, Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, П.И. Чайковского, Э. Грига и А.Г. Рубинштейна).
После смерти Бернарди реликвия хранилась в семье его дочери Людмилы Александровны Рапапорт, которая в 1960-е годы передала её давней подруге Анастасии Сергеевне Ляпуновой, сотруднице Отдела рукописей Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне – Российской национальной библиотеки). В свою очередь, в марте 1967 года А.С. Ляпунова передала драгоценный документ на хранение в наш Музей.
В дирижёрском репертуаре Бернарди оперы Чайковского занимали заметное место. Так, в Частной опере С.И. Мамонтова он дирижировал «Опричником». Премьера постановки состоялась 23 января 1897 года, в спектакле участвовал молодой Фёдор Шаляпин. Неоднократно Бернарди дирижировал и «Евгением Онегиным». В рецензии на варшавское исполнение оперы в апреле 1910 года рецензент писал:
«Как всегда, на высоте оркестр А.А. Бернарди, одухотворённый энергичною палочкой этого даровитого капельмейстера, придающего исполнению много жизни и утонченно музыкальных штрихов и оттенков».
До 19 января 2025 года в Музее П.И. Чайковского в Москве, расположенном в доме на углу Кудринской площади и Поварской улицы, где композитор работал над третьей оперой «Опричник», проходит масштабная выставка, посвящённая его знаменитой пятой опере, – «Онегин. Открытый финал». Приглашаем всех посетить эту выставку.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).