«Там, где они [слова] бессильны, является во всеоружии
своем более красноречивый язык, т.е. музыка»
П.И. Чайковский (из письма к Н.Ф. фон Мекк, 9 февраля 1878 г., Флоренция)
Сегодня, 6 ноября 2020 года, весь мир отмечает День памяти великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Композитор ушёл из жизни 127 лет назад.
Музыка Петра Ильича Чайковского звучит во всём мире и имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры. Миллионы слушателей восхищаются её красотой, вдохновляясь возвышенными идеями. Глубокий философ и тонкий психолог, мастер-симфонист и музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека – от лирической задушевности до высокой трагедийности. Композитор писал о том, что живо волновало его, согревало сердце. Чайковский сформировался как художник в знаменательную для России эпоху, в период высокого подъёма общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы и публицистики, изобразительного искусства и музыки.
Пётр Ильич был первым отечественным композитором, получившим высшее музыкальное образование в России. Его преподаванием в Московской консерватории был заложен фундамент московской композиторской школы, которую также часто называют «школой Чайковского». Чайковский создал классические образцы сочинений в разных жанрах — симфонии, фортепианного концерта, балета, концертной инструментальной пьесы, писал романсы, фортепианные произведения.
Он словно бы запрограммировал судьбу своей музыки, говоря: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей любящих ее и находящих в ней утешение и подпору». XX век – эпоха торжества музыки Чайковского. Он стал одним из самых исполняемых композиторов в мире, а с появлением звукозаписи его произведения стали ещё ближе и доступнее для миллионов слушателей. В XXI веке музыку Чайковского можно услышать на различных площадках и платформах в разных интерпретациях и трактовках.
В фондах Музея музыки бережно хранятся автографы и личные вещи композитора. Колоссальный масштаб и напряжённость творческой работы композитора красноречиво демонстрируют фолианты написанных им партитур и рукописи автора. Экземпляр русскоязычного перевода Библии, изданный в Вене в 1878 году, принадлежавший Чайковскому, демонстрирует его духовные поиски. Именно по нему на протяжении нескольких лет в 1880-е годы Чайковский тщательно изучал и сопоставлял тексты Ветхого и Нового заветов, читая их параллельно. Сердце Чайковского всегда особенно трогали слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас».
За девять дней до кончины композитора Чайковский в последний раз встал за дирижерский пульт в зале Дворянского собрания в Петербурге. Звучала его Шестая «Патетическая» симфония. На отпевании Петра Ильича Чайковского звучала «Литургия святого Иоанна Златоуста». Могила Чайковского находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
В ХХ веке дань уважения художнику была отдана наименованием многих объектов в Москве и в мире. Так, в год 100-летия со дня рождения композитора, в 1940 году, именем П.И. Чайковского были названы Московская консерватория и Концертный зал Московской академической филармонии. Кроме того, в улицу Чайковского был переименован Новинский бульвар (в 1994 году ему возвращено историческое название). 100-летие со дня смерти композитора (1993 год) связано с обретением имени П.И. Чайковского «за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений» Большим симфоническим оркестром, основанным в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза (с 1974 года оркестр возглавляет В.И. Федосеев). Начиная с 1975 года, имя композитора носит квартет, изначально созданный как коллектив студентов Московской консерватории. В 1958 году состоялся всемирно известный Первый международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского. А в 1954 году перед зданием Московской консерватории был установлен памятник П.И. Чайковскому, выполненный знаменитым скульптором В.И. Мухиной и ставший одним из символов отечественного музыкального искусства для всего мира.
Р.Р. Хатыпова, научный сотрудник Российского национального музея музыки
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).