Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

День российской науки

08.02.2025

8 февраля отмечается День российской науки. В 2025 году исполняется 275 лет со дня основания Петербургской академии наук. Россия дала миру не только крупнейших физиков, химиков, математиков, но и музыкантов-учёных. В самый «интеллектуальный» праздник рассказываем о некоторых из них.

Основоположником русского классического музыковедения считается князь Владимир Фёдорович Одоевский, известный широкой публике как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович». Масштаб деятельности этого «ренессансного» человека поистине уникален: не только писатель, но и философ, учёный, композитор, музыкальный критик, энциклопедически образованный человек. В 1823 году 19-летний Одоевский создаёт в Москве «Общество любомудрия» – первый в России философский кружок. Самому младшему его участнику на тот момент было 17 лет. Посещавшие собрания молодые учёные сегодня широко известны публицистической и литературной деятельностью. Это Дмитрий Веневитинов, Иван Киреевский, Николай Рожалин, Александр Кошелев. Молодёжное общество высоко оценил философ Даниил Велланский: «Из всех известных мне учёных России вы одни поняли настоящее значение философии», – писал он 20-летнему князю.

Одоевский горячо увлекался наукой, верил в её доступность широким слоям населения. «Не понимаю жизни без науки, как не понимаю и науки без приложения к жизни», – утверждал Одоевский. Неоценимы заслуги учёного в области изучения русской народной песни. Музыкант искал наиболее точный способ записи народных напевов, не укладывавшихся в рамки традиционной нотации. Записывая мелодию с голоса народного певца Ивана Молчанова, князь заметил, что си певца совсем не соответствовало ноте си на чисто настроенном фортепиано. Певец, не обладавший научными знаниями, также заметил, что здесь «что-то не то». Это различие навело Одоевского на мысль об изготовлении энгармонического рояля – особого инструмента, способного более тонко воспроизводить интонации народной песни. Он был изготовлен по особому заказу музыканта в 1864 году в мастерской А. Кампе, а сегодня инструмент украшает постоянную экспозицию Российского национального музея музыки.

Выдающимся теоретиком был Сергей Иванович Танеев – композитор, пианист, директор Московской консерватории, автор симфоний, кантат, оперы, хоров, фортепианных и камерных сочинений. Главным исследованием, над которым Танеев трудился 17 лет, стал «Подвижной контрапункт строгого письма», где полифония изучалась при помощи математического аппарата. Трактат открывается эпиграфом из Леонардо да Винчи: «Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формы выражения». Работая над исследованием по полифонии, Танеев усердно занимался алгеброй и с увлечением читал труды математика Леонарда Эйлера.

Научные достижения Танеева сегодня прочно вошли в учебный процесс музыкантов, но в конце XIX века его идеи опережали своё время. Музыкальный критик Николай Кашкин считал публикацию «Подвижного контрапункта» в России преждевременной и рекомендовал автору издать труд сначала по-немецки или по-французски и только потом – на русском языке. Действительно, книга, сегодня имеющая статус классики, после публикации плохо расходилась: при тираже в 2 тысячи экземпляров в 1910 году было продано 38 копий, а в следующем году – всего 14. Коллеги Танеева не могли понять, что означает термин «строгий стиль», и по ошибке находили строгий стиль в его собственных сочинениях. Научный труд Танеева высоко оценил Болеслав Яворский: «…По моему мнению, это первый труд, переводящий музыкальное искусство, то есть нечто бессознательное, неосязаемое для человеческого ума, в область науки».

Одним из основоположников советского музыковедения считается Борис Владимирович Асафьев (1884–1949) – композитор, педагог, действительный член Академии наук СССР. Асафьев обучался композиции в Петербургской консерватории в одном классе с Сергеем Прокофьевым и активно пропагандировал творчество молодого композитора. Академик оставил монографии и статьи о творчестве Глинки, Мусоргского, Чайковского, Стравинского, Шостаковича, Хачатуряна и др., но центром его музыкально-теоретической концепции стала теория интонации. Учёный рассматривал музыкальную интонацию как явление социально обусловленное. Его теория заложила основы музыкальной социологии, которая на тот момент находилась на начальной стадии развития. Серьёзные «научные» доклады тогда делались на основании изучения анкет слушателей с указанием пола, возраста и профессии. Было установлено, например, что слушатели-женщины предпочитали тембры тенора, баса и баритона, а мужчины – сопрано и меццо-сопрано. Статистическая обработка заполненных анкет представлялась как научное достижение. Асафьев вывел музыкальную науку на иной уровень и по-новому поставил проблему общества и функционирования в нём искусства. Ему принадлежат термины «интонационный фонд» и «интонационный словарь эпохи».

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.