21 января исполняется 134 года со дня рожденья Николая Семёновича Голованова – композитора, пианиста, хормейстера, дирижёра, педагога, народного артиста СССР.
Голованов – фигура в истории музыки особенная. Выходец из крестьян, он сумел благодаря таланту и трудолюбию занять одно из первых мест на музыкальном олимпе, недаром его называли «главным дирижёром Советского Союза». Обучение в Синодальном училище и Московской консерватории сделало Голованова одним из образованнейших музыкантов своей эпохи.
Он был оставлен при училище в звании помощника регента, его пригласила управлять хором сестёр Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Фёдоровна, а его дипломная опера в консерватории «Принцесса Юрата» была рекомендована к постановке в Большом театре.
Но, переступив порог Большого театра, Голованов неожиданно для себя стал блестящим дирижёром: выпустил более 20 опер и балетов, поставил на ноги знаменитую оперную студию Станиславского, руководил оркестрами Московской филармонии, Всесоюзного радиокомитета, создал Оперный радиотеатр, вёл оперные и оркестровые классы в консерватории.
Социальные потрясения не обошли музыканта. Его карьера напоминала «американские горки»: три Сталинские премии за три шедевра – «Борис Годунов», «Садко», «Хованщина» и три громких увольнения, стоившие, в конце концов, Голованову жизни.
Но то была яркая и насыщенная жизнь! Об этом говорят и снимки в окружении великих артистов, и фирменные разноцветные ремарки в партитурах, и творческий союз с царицей русской оперы – Антониной Неждановой, и даже квартира, которую музыкант превратил в подобие Эрмитажа, наполнив старинной мебелью и произведениями художников, со многими из которых был дружен.
Голованов сетовал, что не оправдал надежд профессоров консерватории, видевших в нём композитора с блестящим будущим. Всё же он стал композитором, оставив заметный след в музыке Серебряного века – более 40 опусов, порядка 200 романсов, обработки песен. Помимо «Принцессы Юраты», здесь и увертюра на русские темы, и «Богатырский курган» по Ибсену, и прелюдия к «Саломее» Оскара Уайльда, и великолепная духовная музыка. Мощные хоровые произведения Голованова собирают аншлаги, а музей-квартира стала идеальным местом исполнения ни с чем не сравнимых головановских романсов.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).