Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

День рожденья дирижёра

21.01.2025

21 января исполняется 134 года со дня рожденья Николая Семёновича Голованова – композитора, пианиста, хормейстера, дирижёра, педагога, народного артиста СССР.

Голованов – фигура в истории музыки особенная. Выходец из крестьян, он сумел благодаря таланту и трудолюбию занять одно из первых мест на музыкальном олимпе, недаром его называли «главным дирижёром Советского Союза». Обучение в Синодальном училище и Московской консерватории сделало Голованова одним из образованнейших музыкантов своей эпохи.

Он был оставлен при училище в звании помощника регента, его пригласила управлять хором сестёр Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Фёдоровна, а его дипломная опера в консерватории «Принцесса Юрата» была рекомендована к постановке в Большом театре.

Но, переступив порог Большого театра, Голованов неожиданно для себя стал блестящим дирижёром: выпустил более 20 опер и балетов, поставил на ноги знаменитую оперную студию Станиславского, руководил оркестрами Московской филармонии, Всесоюзного радиокомитета, создал Оперный радиотеатр, вёл оперные и оркестровые классы в консерватории.

Социальные потрясения не обошли музыканта. Его карьера напоминала «американские горки»: три Сталинские премии за три шедевра – «Борис Годунов», «Садко», «Хованщина» и три громких увольнения, стоившие, в конце концов, Голованову жизни.

Но то была яркая и насыщенная жизнь! Об этом говорят и снимки в окружении великих артистов, и фирменные разноцветные ремарки в партитурах, и творческий союз с царицей русской оперы – Антониной Неждановой, и даже квартира, которую музыкант превратил в подобие Эрмитажа, наполнив старинной мебелью и произведениями художников, со многими из которых был дружен.

Голованов сетовал, что не оправдал надежд профессоров консерватории, видевших в нём композитора с блестящим будущим. Всё же он стал композитором, оставив заметный след в музыке Серебряного века – более 40 опусов, порядка 200 романсов, обработки песен. Помимо «Принцессы Юраты», здесь и увертюра на русские темы, и «Богатырский курган» по Ибсену, и прелюдия к «Саломее» Оскара Уайльда, и великолепная духовная музыка. Мощные хоровые произведения Голованова собирают аншлаги, а музей-квартира стала идеальным местом исполнения ни с чем не сравнимых головановских романсов.

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.