Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

День защитника Отечества

23.02.2024

23 февраля в России традиционно отмечается День защитника Отечества. В СССР это был День Советской Армии и Военно-Морского флота.

История праздника восходит к 1918 году. Правда, при ближайшем рассмотрении с датами возникает некоторая путаница. Так, 28 января 1918 года В.И. Лениным подписан Декрет Совета Народных Комиссаров об образовании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. «…С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе…Ввиду этого Совет Народных Комиссаров постановляет: организовать новую армию под названием "Рабоче-Крестьянская Красная Армия"» –  говорилось в документе.

Примерно в это же время на юге России собираются силы противников революции. В основном это части Русской императорской армии, которая стала именоваться Добровольческой. Главнокомандующий – генерал от инфантерии Л.Г. Корнилов. 9 (22) февраля 1918 года он отдал приказ оставить Ростов-на-Дону, армия выступила в Первый Кубанский (Ледяной) поход. От Ростова белогвардейцев преследовали части Юго-восточной революционной армии под командованием А.И. Автономова. В России началась Гражданская война. Первый год существования Красной Армии прошел в боях.

10 января 1919 года председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский написал письмо с предложениями отпраздновать годовщину создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Однако на заседании ЦИК вынесен следующий вердикт: «…Никаких решений не принимать ввиду позднего представления ходатайства и невозможности в столь короткий срок организовать празднование…».

А так как недавно созданная Красная Армия нуждалась в самом необходимом, агитация призывала трудящихся сдавать материальные и денежные ценности на нужды красноармейцев. Для этого устраивался День Красного подарка. Именно с этим праздником в 1919 году и объединили годовщину создания РККА.  В 1919-м  День Красного подарка приходился на 9 февраля, но подготовиться к двум значимым событиям одновременно  за короткий срок не представлялось возможным. Поступило предложение перенести знаменательную дату на 17 февраля. Однако это был понедельник, поэтому специально созданный комитет по организации празднования годовщины Красной Армии постановил перенести все торжества на ближайшее за 17 февраля воскресенье – 23 февраля. Все центральные газеты, включая «Правду», опубликовали в конце января 1919 года заметку: «Устройство Дня Красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной Армии, исполнившейся 28 января». В Москве праздник прошел с музыкой и представлениями. Перед зрителями выступали артисты театрально-музыкальной секции Моссовета.

В 1920 и в 1921 годах праздничная дата никак не отмечалась, а в 1922 году Президиумом ВЦИК было принято постановление о 4-й годовщине Рабоче-Крестьянской Красной Армии. «В соответствии с постановлением IX Всероссийского съезда Советов о Красной Армии Президиум ВЦИК обращает внимание исполкомов на наступающую годовщину создания Красной армии (23 февраля)» – зафиксировано в документе.

Наиболее широко отмечалось 5-летие создания РККА в 1923 году. 18 января 1923 года выходит Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, в котором говорится, что «…23 февраля  1923 года Красная Армия будет праздновать 5-ю годовщину своего существования. В этот день, 5 лет тому назад был опубликован декрет Совета Народных Комиссаров, которым было положено начало Рабоче-Крестьянской Красной Армии, оплоту пролетарской диктатуры...День 5-й годовщины Красной Армии должен стать днем самого тесного сплочения трудящихся с Красной Армией». Праздничными объявлялись 21, 22 и 23 февраля. В эти дни красноармейцы и военморы освобождались от несения строевой службы.

Постепенно дата подписания Декрета о создании РККА (28 января) забылась, а 23 февраля на долгие десятилетия стал Днем Рабоче-Крестьянской Красной Армии. После Великой Отечественной войны (в 1946 году) в результате реформ Красная Армия стала называться Советской Армией. Вместо Народного комиссариата обороны появилось Министерство обороны, а праздник изменил свое название на День Советской Армии и Военно-Морского флота. С 1993 года Президиумом Верховного Совета РФ отмечается День защитника Отечества.

После создания РККА многие оркестры прежней Русской императорской армии перестали существовать. Часть их была реформирована и передана в подразделения Красной Армии. Часто руководители военных оркестров считали, что военно-музыкальное дело должно представлять из себя хоровое пение большого числа красноармейцев, а репертуар состоять из русских народных и революционных песен. Если говорить об инструментальной музыке, то здесь предпочтение отдавалось народным инструментам, составлявшим основу оркестров в частях РККА. В апреле 1918 года утверждаются единые штаты Красной Армии. В них организация образцового советского полка предусматривала оркестр, который состоял из 66 человек: капельмейстера, 60 музыкантов и 5 человек вспомогательного персонала.

В солдатской среде говорили: «Хорошая песня стоит обеда». Песне и музыке в армии всегда придавали большое значение. Новая эпоха и создание РККА дало толчок написанию новых песен или новых слов на старые мотивы.

Один из музыкантов, служивших в Красной Армии, – Дмитрий Яковлевич Покрасс. С 1914 по 1917 годы он учился в Петроградской консерватории, а в 1919 году принял участие в Гражданской войне. В 1914 году им была написана музыка к «Маршу Сибирских стрелков». Автор стихов – Владимир Гиляровский. Песня посвящалась сражениям Первой мировой войны, в которых «…Молчаливо, грозной тучей Шли на бой сибиряки…». В 1919 году на эту же музыку написан марш Дроздовского полка. Он был посвящен отряду, сформированному полковником М.Г. Дроздовским из добровольцев на Румынском фронте. 11 марта 1918 года отряд выступил в поход на соединение с Добровольческой армией Юга России. За два месяца дроздовцы преодолели около 1500 верст и 8 мая вступили в Новочеркасск. Этот поход стал одним из наиболее значительных эпизодов в истории первого этапа Белого движения Юга России. В 1922 году на музыку, написанную Дмитрием Покрассом, появляется еще один вариант песни – «Марш Дальневосточных партизан», известный всем с начальных строк: «По долинам и взгорьям шла дивизия вперед…». Песню посвятили 2-й Приамурской дивизии Народно-революционной армии Дальневосточной Республики. В ней воспевались подвиги красноармейцев в боях с белогвардейскими войсками в районах Спасска, Волочаевки и Владивостока в октябре 1922 года – в заключительный период Гражданской войны в России. Вот так один композитор, служивший в Красной Армии, стал автором музыки сразу для трех разных песен. И это при том, что существовали еще варианты того же марша, но они были написаны позднее или менее известны.

Дмитрий Яковлевич служил в Первой конной армии РККА, под командованием С.М. Буденного. Формировалась армия в ноябре 1919 года, боевые действия, в основном, вела на юге России. В честь занятия Первой конной Ростова-на-Дону Покрасс пишет музыку к «Маршу Буденного». Эта песня получила всенародную известность и любовь. Она до сих пор узнаваема по первым строчкам: «Мы — красная Кавалерия, И про нас Былинники речистые ведут рассказ…»

После окончания Гражданской войны Дмитрий Покрасс работал главным дирижёром и заведующим музыкальной частью Московского мюзик-холла, а с 1936 по 1972 годы был художественным руководителем джаз-оркестра (в 1961 году преобразован в эстрадный оркестр) Центрального дома культуры железнодорожников.

В 1918 году в Красную Армию добровольно вступил еще один музыкант – Василий Иванович Агапкин. Еще в 1912 году он служил штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, дислоцирующегося в Тамбове, и в это время написал марш «Прощание славянки». Произведение, посвящённое русским добровольцам, отправлявшимся на Балканскую войну, быстро стало популярным. Уже в 1913 году издаются первые ноты марша. На обложке – изображение прощания молодой женщины  с воином.

С 1918 года Василий Агапкин – красноармеец и участник Гражданской войны. После окончания службы в 1920 он году вернулся в Тамбов, где руководил музыкальной студией и оркестром войск ГПУ. В 1922 году переехал в Москву, в 1930-е годы руководил оркестром Высшей школы НКВД СССР. Во время парада на Красной площади 7 ноября 1941 года Василий Иванович дирижировал сводным оркестром. По воспоминаниям его дочери Азы Васильевны, когда пришло время оркестру сойти с помоста (по Красной площади должны были двигаться кавалерия и танки) Агапкин не смог этого сделать – сапоги дирижера примерзли к постаменту. Выйти из затруднительного положения помог один из оркестрантов, сумевший быстро понять, в чем дело.

На Параде Победы 24 июня 1945 года оркестр Агапкина вошел в состав сводного оркестра, состоявшего из 1400 музыкантов и выступавшего под управлением 50-ти капельмейстеров. Сам же Василий Иванович тогда дирижировал барабанщиками и фанфаристами.

За свою жизнь он сочинил большое количество музыкальных произведений: вальсы, марши, инструментальные пьесы. Но именно марш «Прощание славянки» стал самым известным. И красноармейцы, и белогвардейцы любили его. Правда, каждая сторона сочинила для него свои слова.

Капельмейстером кавалерийской бригады в Красной Армии служил Илья Алексеевич Шатров. Он начинал службу в 1893 году воспитанником взвода трубачей Гродненского гусарского Лейб-гвардии полка, где научился играть на барабане и трубе. В 1903 году, после обучения в Варшавском музыкальном институте, получил звание военного капельмейстера. В 1904 году, с началом русско-японской войны 1904-1905 годов, был отправлен на Дальний Восток в составе Мокшанского пехотного полка. В феврале 1905-го вместе с полковым оркестром участвовал в сражении под Мукденом. Тогда из 61 музыканта в живых остались всего 7 человек. За бой под Мукденом Шатрова наградили офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами. После окончания войны Мокшанский полк остался в Маньчжурии, а Илья Алексеевич написал вальс «Мокшанский полк на сопках Манчжурии», посвящённый товарищам, павшим в русско-японской войне. С 1907 года грампластинки с этим вальсом стали пользоваться огромной популярностью. В том же году впервые были изданы ноты «Мокшанского полка на сопках Манчжурии». За 4 года они переиздавались 82 раза. Однако название музыкального произведения постепенно сократилось до «На сопках Манчжурии».

С 1918 года Илья Шатров служил в Красной Армии. После окончания Гражданской войны работал в Павлограде, а позднее руководил оркестром Краснознаменного кавалерийского училища в Тамбове. В годы Великой Отечественной войны, а именно с 1943 года, вновь пошел служить в РККА – капельмейстером дивизии. После войны заведовал музыкальной частью в Тамбовском Суворовском военном училище.

«На пепелище великой войны большевики создали новую армию. Кто хоть немножко понимает язык истории, для того эти факты не нуждаются в пояснениях. Сильнейшим цементом новой армии были идеи Октябрьской революции» – вспоминал создатель РККА Л.Д. Троцкий. Об этих идеях и писались теперь песни и стихи. С ними в Красной Армии родился коллективный герой – народ, отстаивающий дело революции и готовый защищать ее ценой собственной жизни.

 

Специалист отдела Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина
Малинникова С.В.