Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Две судьбы Александра Александрова

13.04.2023

А.В. Александров в военной форме. Перед концертом. 1939–1942

     

 

К 140-летию со дня рождения композитора, хормейстера
Александра Васильевича Александрова

 

В фондах Российского национального музея музыки собраны материалы, иллюстрирующие жизнь многогранного музыканта,  выдающегося хормейстера – Александра Васильевича Александрова. Его произведения – песня «Священная война», гимн Советского Союза, ставший в 2000 году государственным гимном Российской Федерации и многие другие – навсегда вошли в отечественную историю.

Александр Александров родился 13 апреля 1883 года в большом торговом селе Плахино Рязанской губернии, где сохранялась народная певческая традиция. Музыкально одарённый мальчик подпевал взрослым во время праздников, участвовал в детском хоре в местной школе, пел на клиросе в храме. Никто не мог предположить, что этот певчий с 1918 по 1922 год будет последним регентом Храма Христа Спасителя. Любовь к народной песне, распевы церковных богослужений оказали основное влияние на формирование его композиторского мышления.

 Среди редких музыкальных рукописей в отделе документов и личных коллекций Музея музыки хранится автограф нескольких духовных сочинений Александрова, в частности, песнопения «Свете Тихий», «Хвалите имя Господне» и др.  

 

 

А.В. Александров. «Свете Тихий» № 2. Фрагмент. Автограф. Москва [1818–1922]

 

В 9-летнем возрасте Александров переехал в Санкт-Петербург и обучался в лучшем хоровом учебном учреждении России – Придворной певческой капелле.

 

А.В. Александров. Санкт-Петербург [1895–1897]

 

Своей феноменальной памятью и абсолютным музыкальным слухом Александр не раз приводил педагогов в изумление. Например, однажды он полностью воспроизвёл на фортепиано сложную партитуру один раз прослушанной им «Херувимской» своего учителя Евстафия Степановича Азеева.

 

Е.С. Азеев. Композитор, хоровой дирижёр. С 1901 года – учитель пения и преподаватель регентских классов Придворной певческой капеллы. Санкт-Петербург [1900]

 

В четырнадцать лет Александров получил звание регента.

Два года (1900–1902) он обучался в Санкт-Петербургской консерватории у Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, А.К. Глазунова. Однако из-за материального положения ему пришлось оставить занятия и начать работать.

 

Письмо А.В. Александрова на открытке к своей жене Ксении. Автограф. Бологое, 1908  

 

В фондах Музея имеются старинные и редкие фотографии, сделанные в период его работы в Твери. В этом городе проявились его музыкальные и лидерские способности. Александров развернул широкую просветительскую работу по регентскому искусству, ввёл практику наставничества, организовал педагогические курсы, а также руководил Архиерейским хором Спасо-Преображенского собора и хором Тверской духовной семинарии. 

 

 

А.В. Александров. Среди педагогов Тверской духовной семинарии [1908–1918]

 

 

А.В. Александров среди слушателей педагогических курсов для учащихся в церковно-приходских школах. Тверь [1910]

 

Александров взбудоражил музыкальную жизнь города. Под его руководством были осуществлены постановки знаковых опер русских композиторов, в которых он участвовал как певец, режиссёр, организатор симфонического оркестра. В 1915 году он открыл Тверскую музыкальную школу со множеством классов. 

С 1908 года Александров возобновил учёбу, но уже в Московской консерватории по классу вокала (у У. Мазетти) и композиции (у С.Н. Василенко).

Его дипломная работа (опера «Русалка») была исполнена Алексанродвым на двух роялях вместе с Николаем Головановым, а все вокальные партии он спел сам. Работа была удостоена Большой серебряной медали. В Музее музыки сохранились музыкальные рукописи эскизов этого сочинения.

 

  

А.В. Александров. Опера «Русалка». Фрагмент. Женский хор в сопровождении фортепиано. [Автограф]. [1913]

 

В письме Фёдора Шаляпина к Александрову от 7 октября 1916 года, которое хранится в фондах Музея, упоминается опера «Смерть Ивана Грозного», которая была создана в этот период. Певца заинтересовал сложный психологический образ главного героя. Он пишет, что хотел бы ознакомиться с ней вместе с автором, когда появится время. Опера, к сожалению, не сохранилась – имеется небольшой набросок этого произведения.

 

Письмо Ф.И. Шаляпина к А.В. Александрову. [Москва], 1916

 

В 1918 году семья Александрова переехала в Москву. Музыкант преподавал в Московской консерватории и музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина. В 1928 году совместно с В.М. Блажевичем инициировал создание класса военных дирижёров консерватории.

 

А.В. Александров среди учеников своего класса в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина. Москва [1920-е]. Рядом с А.В. Александровым  – Д.Б. Кабалевский

 

Деятельность Александрова в различных театрах расширяла формат работы, давала возможность сотрудничать со знаменитыми режиссёрами и актёрами. Например, в 1922 году его пригласили работать хормейстером в камерный театр А. Я. Таирова; он пишет музыку для спектаклей.

 

 

Программа государственного Камерного театра. В программе: Э. Скриб. «Адриенна Лекуврер». Постановка А.Я. Таирова. Музыка А.В. Александрова

 

С 1926 года Александров руководил Московской государственной академической капеллой, под его руководством были исполнены крупные хоровые произведения. В это время вышли в свет издания его обработок народных песен «Вниз по матушке по Волге», «Ох, не одна во поле дороженька», «Ехал пан» и другие.

 

Издание народной песни «Волынка», в обработке А.В. Александрова для смешанного хора. Москва, 1926

 

Празднования 10-летнего юбилея Красной армии в 1928 году широко развернулось по всей стране. Идея создания ансамбля, который бы исполнял красноармейские песни и нёс посыл боевой славы российского народа, принадлежала участнику гражданской войны, талантливому актёру и певцу Феликсу Даниловичу. Он предложил возглавить коллектив самым авторитетным деятелям хорового искусства в Москве: Павлу Чеснокову, Николаю Данилину и Александру Александрову. Согласие дал только последний из них. Данилович вспоминал, как приходилось уговаривать маститого педагога, подкарауливая его в консерватории, на улице, на даче. Так, в 1928 году начался новый этап в творческой биографии Александрова, открывший путь  создания легендарного военно-музыкального коллектива, сыгравшего значительную роль в истории нашей страны.

 

  

А.В. Александров (в центре), Ф.Н. Данилович (второй слева), П.И. Ильин среди первых участников Ансамбля. [Москва], [1930]

 

Александров, используя песни гражданской войны, стихи советских поэтов, создал собственный, уникальный репертуар Ансамбля красноармейской песни и пляски. Для программы концертов Ансамбля он подбирал сюжет о боевых подвигах Первой конной армии, 22-краснодарской дивизии и других подразделений и формировал тематические литературно-музыкальные композиции (монтажи).

 

Издание песен из первого монтажа. Москва, 1929

 

Обладая тонким слухом, Александров мгновенно замечал малейшие неточности в исполнении и отрабатывал с певцами каждую фразу, чтобы добиться идеального звучания. Яркий акцент в выступлениях всё больше приобретала танцевальная группа. Александров создал уникальный, единственный в своем роде военный музыкальный коллектив безупречного профессионального уровня.

 

Афиша юбилейного концерта в ознаменование 30-летия музыкальной и педагогической деятельности дирижёра и художественного руководителя Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски Союза ССР под руководством А.В. Александрова. Москва,1937

 

А.В. Александров среди участников ансамбля. 1938

 

За выдающиеся заслуги «в деле культурного обслуживания красноармейцев и командиров, рабочих и колхозников» 26 ноября 1935 года Постановлением ЦИК СССР Ансамбль был награждён почётным революционным Красным знаменем с орденом Красной звезды.

Отдельная часть музейной коллекции «А.В. Александров» (письма, фотографии) раскрывает историю любви музыканта и балерины Ансамбля, солистки танцевальной группы Людмилой Лавровой. В 1939 году у них родился сын Юрий.

 

А.В. Александров и Л. Лаврова с сыном Юрием. 1939–1940

 

Мирная семейная жизнь была перечеркнута начавшейся войной.

 

Издание 1941 года

 

Александров продолжил служить Родине на посту художественного руководителя Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски. Он разделил коллектив на несколько творческих групп. Песни звучали на передовой, фронтах, в тылу, в госпиталях. Они стали важной духовной силой, мобилизующей на подвиг, сплотившей народ в патриотическом единстве.

 

Выступление Ансамбля в перерыве между боями [1943–1945]

 

«Песня – моё оружие, и я постараюсь не выпускать его из своих рук до тех пор, пока не иссякнут мои физические и духовные силы».

А.В. Александров

 

 

Александров был удостоен воинского звания генерал-майора и почётных наград, среди которых – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Жизнь и деятельность этого выдающегося человека стала яркой страницей в истории и культуре России, послужить которой с полной отдачей было для Александрова большим счастьем.