Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Его называли вторым Шаляпиным (к 145-летию со дня рождения Платона Цесевича)

19.12.2024

Архив известного в свое время, но незаслуженно забытого русского певца Платона Ивановича Цесевича (1879–1958) многие годы хранился в Музее музыки, но лишь недавно к его материалам и к персоне исполнителя возобновился интерес.

Стройный, обаятельный, с врождённым артистизмом и темпераментом Платон Цесевич обладал мощным голосом широкого диапазона, исполняя не только басовые, но и баритоновые партии. Он был современником Шаляпина и, как последний, пришёл в высокое искусство из народа, но творческая судьба певца сложилась иначе.

Платон Иванович Цесевич родился 7/19 декабря 1879 г. в селе Негневичи Минской губернии в бедной крестьянской семье. В детстве пел в Киеве в хоре Софийского собора, в юности работал на металлургическом заводе разнорабочим, слесарем, токарем, параллельно пел в любительском хоре, участвовал в любительских концертах и спектаклях. С 17 лет началась его артистическая карьера. Он дебютировал в Екатеринославе в 1901 г. в качестве певца оперетты, затем работал во многих антрепризных опереточных и оперных труппах, с которыми гастролировал по разным городам России. В 1902 г. Платон Цесевич оказался в Петербурге и стал брать уроки пения у бывшего солиста Императорской оперы Я.М. Любина. Эти занятия сделали его настоящим профессионалом.

Сезон 1905/06 гг. П. Цесевич провёл в Петербурге, где заключил контракт с новым летним театром «Олимп». Там дважды в августе 1906 г. он выступил на одной сцене с Ф.И. Шаляпиным в спектакле «Борис Годунов»: (Шаляпин пел Бориса, Цесевич – Пимена).

Артистическая жизнь не раз сталкивала двух выдающихся русских певцов, но они с большим уважением относились друг к другу. Как ни странно, не были конкурентами и, хотя оба исполняли басовые партии, их репертуар не всегда совпадал. Так, оба баса участвовали в опере «Руслан и Людмила»: Шаляпин исполнял партию Фарлафа, а Цесевич – Руслана. В отличие от Шаляпина Цесевич пел партии в операх Вагнера, исполнял в концертах украинские народные песни. Слушатели и критики неоднократно сравнивали их и, желая сделать комплимент Цесевичу, говорили ему: «Вы второй Шаляпин», на что получали раздражённый ответ: «Я не второй Шаляпин, а первый Цесевич!»

В Москве певец дебютировал в 1907 г. в Большом театре в партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), затем был приглашён в Оперу Зимина. Там 31 августа 1908 года Цесевич выступил в партии Бориса Годунова. В 1915–1918 гг. Цесевич в Москве был солистом Оперы Зимина.

После революции Платон Цесевич работал в оперных театрах Киева, Москвы, Ташкента, Харькова, Одессы, Тбилиси, постоянно переезжая из одного города в другой. Вероятно, такая антрепризная жизнь гастролёра привлекала его больше, чем служение в одном театре. Он весь был погружён в певческое искусство.

Постепенно П.И. Цесевич стал одним из ярчайших вокалистов русской оперной сцены. Его певческая слава распространилась по всей России и за её пределами. Он получал приглашения от итальянского «Ла Скала», американского Метрополитен-опера и других театров. В 1925–1933 гг. П. Цесевич неоднократно выезжал с гастролями за границу – выступал в Ницце, Венеции, Неаполе, Париже, Барселоне, Бухаресте и др.

В 1927 году после зарубежных гастролей певец возвратился в СССР и был восторженно встречен советской публикой.

В репертуаре певца было 50 оперных партий. Карьеру оперного певца он закончил спектаклем в Одессе в 1949 г. Тем не менее Платон Цесевич пользовался большой популярностью и как камерный исполнитель. В 1933–1953 гг. он пел в концертах – был солистом Гастрольбюро и Всесоюзного государственного концертного объединения СССР. Оперные арии, романсы, русские и украинские песни в его исполнении неоднократно записывались на грампластинки.

Последний концерт Платон Иванович дал в 1955 г. в возрасте 76 лет. Скончался певец 3 ноября 1958 г., ему было 78 лет.

Архив Платона Ивановича Цесевича был передан в Музей музыки его родными в 1992 году, и многие годы хранился среди материалов Творческой лаборатории дирижёрского искусства в Музее-квартире Н.С. Голованова. Получив новое «место жительства» в личном фонде П.И. Цесевича архива Музея, в нынешнем году он стал доступен к изучению. Фонд певца включает литературные рукописи, среди которых несколько автобиографий певца, написанных в разные годы, письма к жене с рассказом о пребывании за границей, благодарственные письма и поздравительные адреса от различных организаций и почитателей его таланта за проведённые концерты, большое число программ и афиш с его выступлениями в разных городах страны и зарубежья, вырезки из газет с восторженными рецензиями, ноты и рукописи разных авторов с дарственными надписями П. Цесевичу, а также фотопортреты, фотографии в ролях, графические портреты. В фонде грамзаписей – 50 пластинок с записями оперных арий и песен в исполнении певца.

Обратившись сейчас к документам замечательного певца, мы, по существу, открываем его заново, подтверждая, что фонды Музея музыки не только хранят ценнейшие памятники прошлого, но и возрождают интерес к забытым именам.

Ольга Кузина

 

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.