Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Новости

Эпохальная патриотическая пьеса «Дмитрий Донской»

14.01.2022

14 января 1807 года в Санкт-Петербургском придворном театре впервые была представлена трагедия Владислава Озерова «Дмитрий Донской». Постановка этой пьесы стала целой эпохой в истории русского драматического театра и самым выдающимся образцом патриотической драматургии.

 

Память о волнующих спектаклях «Дмитрия Донского» запечатлел А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»:

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил.

 

Трагедия «Дмитрий Донской» открыла целый ряд постановок на сцене исторических и драматических пьес, вызванных животрепещущей темой военных столкновений русских войск с наполеоновской армией. Современники увидели в трагедии Озерова надежду и веру в будущее родной страны, а в Дмитрии – национальный идеал, в котором сочеталось «гражданское свободолюбие и чувствительность души».

Прочувствованные слова любви к Отечеству, готовность постоять за его свободу вызывали взрывы патриотических чувств и восторженную реакцию публики. 17 января 1807 года трагедия была представлена в Эрмитажном театре, а 21 января – в Малом театре. Энтузиазм зрителей возрастал от спектакля к спектаклю. В 1820-е, 1830-е и 1840-е годы трагедия В. Озерова часто ставилась на сцене Александринского тетра и Большого театра в Москве.

За сентиментализм и игнорирование принципа историзма драматург подвергался справедливой критике, но пьеса явилась так кстати и имела такой неслыханный успех, что к критикам мало прислушивались. Хронология исполнения трагедии «Дмитрий Донской» позволяет убедиться в том, что на протяжении столетия пьеса В. Озерова вызывала постоянный интерес.

В коллекции живописи выдающегося театрального дирижера Н.С. Голованова есть диптих, посвященный Куликовской битве. Манера художественного письма явно не академическая; облик персонажей далек от исторической достоверности. В первую половину XIX века многие художники обращались к этому известному сюжету древнерусской истории – к Куликовской битве. Программа Академии художеств гласила: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по одержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании».

На обороте картины из собрания Н.С. Голованова значится: «Фрагмент I. Куликовская битва. Раненный Димитрий Донской». Сюжет первого фрагмента, написанного неизвестным художником русской школы конца XVIII – начала XIX века, прямо отсылает нас не к историческим свидетельствам, а непосредственно к пьесе В. Озерова.

На картине русские воины находят раненного Дмитрия Донского, он лежит на пригорке под деревом, около него воины и, среди соратников князя, стоит девушка в латах с боевым топором в руке. Как раз главной героиней своей пьесы В. Озеров вывел никогда не существовавшую княжну Ксению, которую играла непревзойденная Екатерина Семенова, воспетая А.С. Пушкиным. Вторая часть диптиха изображает драматическое столкновение войск в битве на поле Куликовом. Справа – русские воины на конях, слева – татары, на земле – поверженные бойцы.

Многочисленные отзывы и воспоминания о пьесе В. Озерова «Дмитрий Донской» широко отразились в высказываниях современников. При этом никто не называл имя сочинителя музыки к трагедии, имя композитора не названо ни в одном из известных исторических источников. Но музыка сохранилась в виде комплекта анонимных оркестровых голосов: «Sinfonia, furia allegro» (до минор, 4/4). Исследователи отмечают новаторское мышление композитора этого произведения, неординарного в русской драматической музыке того времени.

Известный автор духовной музыки С.И. Давыдов (1777–1825) в военные годы сосредоточился на сочинении музыки к драматическим спектаклям. Современные музыковеды убедительно доказывают авторство С.И. Давыдова: «В сформировавшемся стиле С. Давыдова, вступившего в полосу яркой творческой зрелости, имеется много черт и приемов, близких музыкально-образному решению увертюры «Дмитрий Донской». Экономное и выразительное оркестровое письмо увертюры к «Дмитрию Донскому», драматургия тембров, умение достигнуть яркой образности скупыми и простыми средствами обращают к творчеству С. Давыдова, выдающееся оркестровое мастерство которого на фоне его времени было явлением европейского масштаба».

 

 

 

Список иллюстраций:

1. Фрагмент I. Куликовская битва. Раненный Димитрий Донской.

2. Фрагмент II-й. Битва на поле Куликовом.

 

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.