К 120-летию со дня рождения композитора Юрия Милютина
18 апреля исполняется 120 лет со дня рождения композитора, народного артиста РСФСР Юрия (Георгия) Сергеевича Милютина (1903–1968) – автора ярких запоминающихся мелодий и душевных песен, одного из основоположников жанра советской оперетты. Самые яркие его сочинения завоевали признание многих поколений слушателей. Кто по разным поводам не напевал: «Любовь от себя никого не отпустит» или «Разговор на эту тему портит нервную систему»? Эти, почти крылатые, фразы вошли в жизнь многих людей именно с музыкой Милютина.
Юноша из семьи, никак не связанной с музыкой, первоначально выбрал актёрскую стезю: занимался в студии Камерного театра, выходил на сцену небольших театров. С начала 1920-х, обладая умением играть на фортепиано, которое он постигал на курсах Коссовского, Милютин стал сочинять музыку для театральных постановок. Молодой музыкант занимался музыкальным оформлением спектаклей в Московском Опытно-героическом театре, эстрадном театре «Синяя блуза», в балетном коллективе К. Голейзовского, в театральных студиях Ю. Завадского, Р. Симонова, в кукольном театре С. Образцова, в театрах миниатюр и кабаре. Начинающий композитор активно писал танцевальную музыку – из-под его пера выходили вальсы, танго и фокстроты; танцевальные ритмы становились и основой песенного творчества Милютина, к которому он обратился в 1920–30-е годы. Легкая эстрадная музыка Милютина вливалась в повседневную культуру советских людей, формировала музыкальный быт эпохи.
В качестве тапёра Милютин озвучивал киносеансы, а в 1930-е годы он начал работать как кинокомпозитор. Самые популярные лирические песни Милютина, которые до сих пор звучат с эстрады, «шагнули» к слушателям именно с киноэкрана: «Чайка» (из фильма «Моряки»), «Всё стало вокруг голубым и зелёным» (из фильма «Сердца четырёх»), «Сирень-черемуха» (из фильма «Беспокойное хозяйство»).
Профессиональное музыкальное образование Милютин получил уже достаточно взрослым человеком – лишь в 27 лет он поступил или, по разным сведениям, окончил Московский областной музыкальный техникум, где его профессорами по композиции были С.Н. Василенко и А.В. Александров.
Большим успехом на протяжении всей творческой жизни пользовались сочинения Милютина в жанре советской массовой песни, преисполненные патриотизма и боевого задора: «Гибель Чапаева», «На Дальнем Востоке», «Когда поют солдаты», «Нас не трогай». В годы Великой Отечественной войны он неоднократно выезжал на фронт, вёл концертно-шефскую работу, сочинял песни, призванные поднимать боевой дух солдат.
Любовь к театру всегда превалировала в творческих исканиях Милютина. Его первые оперетты, сочинённые в довоенные годы, своей сюжетной основой были связаны именно с миром столь притягательного и знакомого Милютину Театра. В 1924 году оперетта «Балерина Императорских театров» была поставлена на сцене театра «Эрмитаж», а в конце 1940 года в Московском театре оперетты состоялась премьера «Жизни актёра». Однако первые опыты в музыкальном театре были своего рода пробой пера. Уверенное признание коллег и широкая любовь зрителей к милютинским опереттам пришли позже – пик популярности композитора пришёлся на послевоенное время. Жизнь требовала ярких красок, оптимистических сюжетов и весёлых мелодий – Милютин вновь обратился к музыкальной комедии. Наряду с Дунаевским, он становится одним из самых успешных создателей жанра советской оперетты, его классиком. Наибольшую известность получили такие произведения Милютина, как «Девичий переполох», «Трембита», «Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни».
Практически в каждом театре музыкальной комедии СССР шли жизнеутверждающие оперетты Милютина; ставили их и оперные театры, и самодеятельные коллективы. Произведения Юрия Сергеевича Милютина покорили и сцены зарубежных театров – в 1950–60-е годы они утвердились в афишах Венгрии, Болгарии, Румынии, Польши, Чехословакии, ГДР (причём спектакли одновременно ставились в разных городах этих стран). Во многом благодаря Милютину явление «советской оперетты» получило международное признание. Некоторые произведения были экранизированы.
Лирические и комические персонажи, яркие сатирические образы, сюжеты, в финале которых, пройдя череду переживаний, любящие герои соединяются и находят своё не только личное, но и гражданское счастье, а нестрашное зло в конце всегда будет справедливо наказано – всё это привлекало зрителей. Оперетты Милютина, как правило, отражали современность, поднимали актуальные темы, хотя и говорили о них языком легкого жанра.
Приобретённый в юности театральный опыт позволил композитору точно выстраивать музыкальную драматургию песен и сценических постановок. Песни Милютина входили в репертуар выдающихся певцов – Сергея Лемешева, Георга Отса, Веры Красовицкой, Георгия Виноградова, Клавдии Шульженко, Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи. Начало своей театральной жизни и первые крупные успехи на сцене связывала с творчеством Милютина «звезда» советской оперетты Татьяна Шмыга. Не забыты яркие мелодии Милютина и сегодня.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).