В первый день нового 2025 года исполняется 100 лет замечательному советскому и российскому композитору, народному артисту РСФСР Вениамину Ефимовичу Баснеру (1925–1996), автору незабываемых советских песен и киномузыки.
Вениамин Баснер вырос в Ярославле, в семье, где очень любили музыку. Композитор вспоминал: «Мой дед Хирш Гредитор был портной, и когда работал, сидя на краешке стола, напевал еврейские песни, которых знал множество. Дядя Яков – кадровый военный – хорошо играл на скрипке, тётя Инна великолепно играла на фортепьяно (она закончила ярославскую музыкальную школу). Отец и мать прекрасно пели... Это были мои первые музыкальные впечатления...» (к музыкальным корням Баснер вернулся в конце жизни, открыв в Санкт-Петербурге в 1994 году еврейский театр «Симха»). Музыкально одарённый мальчик всей душой полюбил скрипку, закончил ярославскую музыкальную школу и училище, а после Великой Отечественной войны – Ленинградскую консерваторию как скрипач и композитор. Его кумиром, а затем наставником и другом стал великий композитор Дмитрий Шостакович, оказывавший всяческую поддержку молодому музыканту.
Вениамин Баснер успешно работал в разных жанрах – опера, оперетта, балет, симфонические и камерно-инструментальные сочинения, вокальная музыка. Его балет «Три мушкетёра» шёл с успехом на многих сценах страны. Но подлинную любовь самой широкой аудитории Вениамин Баснер завоевал киномузыкой и песенным творчеством.
Лирический талант, удивительная задушевность, умение погрузить слушателя в атмосферу киноповествования и точно попасть в его тональность сделали Вениамина Ефимовича незаменимым соавтором выдающихся режиссёров, среди которых – В. Басов, В. Соколов, П. Фоменко. Многие произведения были посвящены трагически окрасившей юность В. Баснера Великой Отечественной войне, но композитор мастерски умел выразить в музыке и трагизм времени, и лиризм отношений героев. Его творчество определяло тонкое чувство инструментов оркестра, дар мелодиста, понимание каждого поэтического слова.
Полная тёплого, подлинного патриотизма песня «С чего начинается Родина?» и на первый взгляд шуточная, но пронзительная «Махнём, не глядя» из кинофильма «Щит и меч», трагичная «На безымянной высоте» из кинофильма «Тишина», воспевающая фронтовое братство «На всю оставшуюся жизнь» из одноимённого телефильма, лирико-патриотический «Берёзовый сок» из кинофильма «Мировой парень», проникновенный романс «Белой акации гроздья душистые» из телефильма «Дни Турбиных», лирический вальс «Это было недавно, это было давно» из кинофильма «Друзья и годы», оптимистичный фокстрот «Когда до снега осень доживёт» из телефильма «Опасный поворот» – эти шедевры рождались в содружестве с выдающимися режиссёрами, поэтами (соавтором многих песен был М. Матусовский), исполнителями. Наполненные искренним чувством, вдохновляющие и запоминающиеся мелодии Вениамина Ефимовича шагнули за рамки кино- или телевизионного экрана, стали самостоятельными явлениями искусства, звучали в исполнении многих певцов с концертной эстрады, в радио- и телевизионном эфирах, на грампластинках, стали поистине народными. И среди всех поколений слушателей сочинения Баснера продолжают находить эмоциональный отклик и согревать сердца.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).