К 125-летию со дня рождения Лидии Руслановой (1900–1973)
Петь для людей, быть востребованной публикой – в этом было главное предназначение певицы Лидии Руслановой. Голосом народа её назвал знаменитый Евгений Евтушенко в стихотворении «Руслановские валенки».
Прасковья Лейкина, в будущем певица Лидия Русланова, родилась 14 (27) октября 1900 в бедной крестьянской семье в Саратовской губернии. Училась в церковно-приходской школе, солировала в хоре. Окончив школу, работала полировщицей на мебельной фабрике и всегда пела. «За песни мне все помогали», – говорила Русланова. Её голос однажды услышал певец и педагог по вокалу Саратовской консерватории Михаил Ефимович Медведев и пригласил учиться пению, проча ей большую оперную карьеру.
В 1917 году на сцене Саратовского оперного театра состоялось первое официальное выступление молодой ученицы консерватории Лидии Руслановой.
В 1920-е к молодой голосистой певице из Саратова пришла слава. Русланову стали приглашать самодеятельные коллективы. Она исполняла русские народные песни и романсы, создавая особый имидж для выступлений; выходила на сцену в крестьянской одежде – в нарядной понёве, душегрейке и в лаптях (позднее в сапожках), волосы скрывал цветастый платок.
В репертуаре Лидии Руслановой были разнообразные по географии и жанрам народные песни – северные, среднерусские, сибирские, казачьи. Певица была известна как исполнительница русских народных песен («По муромской дорожке», «Волжские страдания», «По диким степям Забайкалья» и др.). Но в её репертуаре были и старинные вальсы («Берёзка»), и городские романсы («Раскинулось море широко», «Очаровательные глазки», «Не пробуждай воспоминаний»), и цыганские романсы («Валенки», «Живёт моя красотка»), и песни советских композиторов, популярные в Гражданскую и в Великую Отечественную войну («По долинам и по взгорьям», «Каховка», «Орлёнок», «Враги сожгли родную хату», «Землянка», «Катюша»).
Каждая песня в исполнении Лидии Руслановой становилась небольшим спектаклем. Певица «играла» каждую песню, проживала на сцене, и каждый раз песня исполнялась ею по-новому. Певица говорила: «Песню я не пою, я её играю. Это целая пьеса с несколькими ролями».
Великую Отечественную войну Русланова прошла с самого начала в составе концертной бригады – выступала на фронте, и всегда с огромным успехом.
Певица вспоминала, что боевое крещение получила под Ельней:«Только закончила одну из песен, как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмиттов». Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала земля от взрывов… Смотрю, никто и ухом не ведёт, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже… В общем, налёт фашистов выдержала, программу довела до конца». Великая Отечественная стала вершиной популярности Руслановой. Всего на фронтах за 1941–1945 годы она дала более 1120 концертов.
Весной 1945-го Лидия Русланова с советскими артистами вместе с наступающей армией прибыла в ещё не освобождённый от гитлеровских войск Берлин. Первое выступление состоялось 2 мая 1945 года у стен Рейхстага. После концерта артистка углём поставила подпись на колонне Рейхстага рядом с фамилиями других солдат. В Берлине состоялось несколько её концертов – у Рейхстага и у Бранденбургских ворот.
Приказом маршала Г. Жукова 24 августа 1945 года Л. Русланова была награждена орденом Отечественной войны I степени.
В послевоенное время певица с неизменным успехом продолжала выступления в концертах, по радио, делала записи на пластинках, но в 1948 году судьба Лидии Руслановой сделала неожиданный, трагический поворот.
По ложному обвинению в антисоветской агитации артистка была осуждена на 10 лет лишения свободы и попала в исправительно-трудовой лагерь «Тайшетский филиал ГУЛАГа» – Озёрлаг. Тем не менее, находясь на грани выживания, Русланова никогда не унывала – всегда пела.
Тюремное начальство не раз предлагало ей спеть на праздничном вечере в лагере взамен послабления заключения, но в ответ певица, выразительно глядя на решётки, отвечала, что «соловей не поёт в клетке». Из-за строптивого характера Лидия Русланова несколько раз попадала в карцер, но не была сломлена.
После смерти И.В. Сталина Лидию Русланову реабилитировали. 5 августа 1953 года певица вернулась в Москву. Хотя всё её имущество было конфисковано, для артистки было гораздо тяжелее и больнее пережить публичное «унижение перед всей страной».
Но через полтора месяца после возвращения Русланова дала первый концерт в Концертном зале имени Чайковского. Выступление прошло с колоссальным успехом и транслировалось по радио на всю страну. Тем самым певица доказала, что осталась действительно народной и всеми любимой.
Русланова продолжала радовать слушателей творчеством, записывала песни на пластинки. Уже через год, в 1954-м, фирма грамзаписи выпустила очередную пластинку с её песнями («Ни одна в поле дороженька», «Русский перепляс», «Уж ты сад», «Я на горку шла» и др.) в сопровождении Государственного оркестра народных инструментов им. Н. Осипова.
В 1970-е певица получала множество писем с благодарностями от слушателей из разных уголков страны. Но, несмотря на огромную популярность, звание народной артистки СССР Лидии Руслановой так и не было присвоено – она осталась заслуженной артисткой РСФСР. Леонид Утёсов, с которым певица дружила, по этому поводу сказал: «Руслановой звание вовсе не обязательно, у неё есть главное – имя!»
В 1973 году певица дала последний сольный концерт в Ростове-на-Дону, где пятьдесят лет назад прошёл её первый сольный концерт. В том же году Лидии Руслановой не стало. Творчество певицы по сей день остаётся эталонным для всех исполнителей народных песен.
В Российском национальном музее музыки сохранились её довоенные, послевоенные и фото выступлений на фронте, афиши довоенных и военных концертов (1930–1940-х), а также гармоника её постоянного аккомпаниатора С. Максакова. Эти предметы, связанные с творчеством Лидии Руслановой, часто демонстрируются на выставках и вызывают интерес посетителей.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, член Общественной палаты РФ, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума Союза музеев России, доцент кафедры государственного управления в сфере культуры и спорта Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук.