Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Гармония науки и музыки: жизнь и творчество Александра Бородина

08.02.2024

Ежегодно 8 февраля отмечается День российской науки. Казалось бы, наука и музыка – мало связанные друг с другом явления, но на самом деле это не совсем так. Многие ученые любили музыку, сочиняли музыкальные произведения и играли на музыкальных инструментах. Например, знаменитые физики, лауреаты Нобелевской премии Альберт Эйнштейн, Нильс Бор и Вернер Гейзенберг. Основоположник теории относительности играл на скрипке, создатель первой квантовой теории атома – на фортепиано, автор принципа неопределенности – на виолончели и фортепиано. Гейзенберг с Бором музицировали на пианино в четыре руки. Бор же аккомпанировал на музыкальных вечерах Эйнштейну, который говорил, что музыка связана с научной деятельностью «…стремлением выразить неизвестное. Наука раскрывает неизвестное в природе, а музыка – в человеческой душе». По мнению великого физика, и то, и другое – методы познания мира. И действительно, наука позволяет человечеству понимать мир через наблюдение, эксперименты, анализ и логику, тогда как с помощью музыки можно переживать чувства и выражать эмоции, реагировать на гармонию и ритмы природы. Оба подхода помогают раскрывать глубинные аспекты человеческого существования и познавать окружающий мир.

В этой связи среди российских ученых можно выделить химика Александра Порфирьевича Бородина – композитора-любителя, члена «Могучей кучки». В прошлом году отмечалось 190 лет со дня его рождения. В собрании Российского национального музея музыки есть связанный с именем этого неординарного человека фонд. Он насчитывает более 600 единиц хранения. Среди них – документы, рукописи (музыкальные и литературные), письма, мемориальные предметы, печатные издания, афиши, программы концертов, газетные статьи и т.д.

По своему происхождению Александр Бородин – внебрачный сын грузинского князя и мещанки, дочери солдата. В гимназию «бастардов» тогда не принимали, поэтому маленький Саша получил домашнее образование, не уступавшее, впрочем, гимназическому. Уже в возрасте 13 лет талантливый подросток проявил недюжинные музыкальные способности – написал концерт для флейты с фортепиано, а также трио для двух скрипок и виолончели.

Химией Бородин увлекался с 10 лет. Учился в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Органический синтез был основной областью научных интересов Александра Порфирьевича. Свободное время он проводил за посещением музыкальных вечеров, иногда участвовал в них в качестве виолончелиста. За время учебы написал несколько музыкальных произведений (фуг, романсов, фортепианных пьес и др.). В 1858 году успешно защитил диссертацию и получил степень доктора медицины, затем ездил на трехгодичную научную стажировку в Европу.

Вернувшись в Россию, ученый работал в родной академии, стал заведующим кафедрой химии, читал соответствующий курс в Лесной академии, а в дальнейшем еще и преподавал на Высших женских медицинских курсах, одним из организаторов которых он был.

Александр Бородин является автором более чем сорока работ по химии. Им разработаны методы получения бромзамещенных карбоновых кислот («реакция Бородина–Хунсдикера»), фторангидридов карбоновых кислот, а также первого фторорганического галогенангидрида – фтористого бензоила (первого фторорганического вещества, полученного в лаборатории). Кроме того, химик исследовал продукты конденсации альдегидов. В 1872 г. им (параллельно с французом Шарлем Адольфом Вюрцем) открыта реакция альдольной конденсации. Был одним из учредителей Русского химического общества и членом редакции журнала «Знание».

В 1862 году ученый познакомился с Милием Алексеевичем Балакиревым, который ввел его в свой кружок, прозванный позднее «Могучей кучкой». С одним из членов этого объединения, а именно с Модестом Мусоргским, Бородин уже был знаком по своей работе в военном госпитале, где тот служил дежурным офицером. Идейным вождем содружества пяти музыкантов являлся критик и литератор, известный общественный деятель своего времени Владимир Васильевич Стасов. Именно он предложил Александру Порфирьевичу идею оперы, сюжетом которой стали бы события из летописи «Слово о полку Игореве». Над оперой «Князь Игорь» Бородин работал целых 18 лет, но так и не закончил ее (произведение доделали по материалам композитора Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов) из-за постоянной занятости на разных должностях и высокой требовательности к себе. Для «Князя Игоря» он изучил, помимо «Слова…», множество самых разных источников: от научных исследований исторического материала до песен тюркских народов. Патриотическое содержание, богатая образность, широкий размах, реалистичность народного быта, величественные хоровые номера и красота арий персонажей – все это выделяет оперу Бородина среди других оперных сочинений той эпохи. Неудивительно, что «Князь Игорь» до сих пор не сходит со сцен мировых театров.

Музыкальное наследие Александра Порфирьевича включает в себя еще три оперы (не все закончены), три симфонии (третья не окончена), симфоническую картину «В Средней Азии», камерно-инструментальные произведения, романсы (некоторые – с текстами самого композитора), песни (в т.ч. сатирические) и т.д.

Из предметов, находящихся в фонде Александра Бородина, можно выделить, например, дирижерскую палочку, подаренную композитору Обществом лечебниц хронически больных детей в память о концерте, состоявшемся в ноябре 1882 года в пользу этого общества и имевшем огромный успех. Также интерес представляет рисунок, выполненный знаменитым артистом Федором Шаляпиным, который изображает половецкого хана Кончака – одного из персонажей «Князя Игоря». Сам Федор Иванович играл в этой опере роль князя Владимира Галицкого, о чем свидетельствует фотокарточка (постановка московского Большого театра 1910 года) из коллекции Музея музыки.