Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«ГЕНИАЛЬНЫЙ КОМПОЗИТОР И ПЕРВОКЛАССНЫЙ УЧЕНЫЙ…»

12.11.2023

12 ноября исполняется 190 лет со дня рождения Александра Порфирьевича Бородина (1833–1887) – одного из музыкальных гениев XIX века. Он вошел в историю музыки как яркий представитель «Могучей кучки» – содружества композиторов, ставших основоположниками русской классической музыки. Но это далеко не единственное достижение Бородина. Биограф его творчества и эпистолярного наследия Александр Дианин в 1917 году писал: «Таланты редки, их нужно искать, поддерживать и ценить, как истинное сокровище нации. Общество в долгу у Бородина… Такие выдающиеся личности, как А.П. Бородин, представляют собою редкое исключительное явление… Оригинальность явления заключается в том, что Бородин не только гениальный композитор, но и первоклассный ученый».

А именно ученый-химик, профессор Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии. Ближайшими друзьями Александра Порфирьевича по академии были С.П. Боткин и И.М. Сеченов. Бородину принадлежит ряд открытий в области органической химии, а его научные труды, известные и в России, и за рубежом, не утратили своего научного значения до настоящего времени.

Две музы Александра Бородина – химия и музыка – органично переплелись в жизни ученого и композитора, словно в одной личности слились два человека. Как при разработке научной идеи, так и при создании музыкального произведения, действуют одни и те же законы: творческая мысль, реализуемая автором, вынашивается в сознании творца, а затем воплощается в конкретной форме – будь то в научном эксперименте или музыкальном произведении. Независимо от того, чему именно посвящал себя А.П. Бородин,  –  науке, музыке или даже литературе, – ему удавалось всё.

Сочинение музыки было для ученого отдушиной, которой он посвящал, как правило, летние месяцы, когда отдыхал от основной профессорской деятельности в Медико-хирургической академии и чтения лекций на Женских врачебных курсах.

Обширное музыкальное наследие, оставленное Бородиным, говорит о незаурядности автора, написавшего три симфонии (наиболее известная из них Вторая симфония получила название «Богатырская»), симфоническую картину «В Средней Азии», большое количество романсов и песен, камерные сочинения (трио, квартеты, квинтет, пьесы для фортепиано) и другие произведения, ставшие классикой русской музыки. Центральным произведением творчества Александра Порфирьевича считается опера «Князь Игорь». Композитор писал ее в течение 20 лет, но так и не успел закончить.

В России не все современники принимали музыку А.П. Бородина. Она оставалась без должного внимания до тех пор, пока не обошла Европу, Америку и не возвратилась на Родину, увенчанная лаврами.

Особую роль в распространении русской музыки в Европе в середине XIX века и, в частности, сочинений представителей «Могучей кучки» в Бельгии, сыграла меценатка, писательница, музыкальный критик и пианистка Луиза де Мерси-Аржанто. Существует мнение, что именно она «открыла музыкальному миру» многих представителей молодой русской школы музыкантов. На организованных графиней Аржанто «Русских концертах» с большим успехом исполнялись произведения А. Бородина, Ц. Кюи, А. Глазунова, А. Даргомыжского.

В 1884 году в Льеже под управлением известного бельгийского дирижера и композитора Теодора Жадуля была исполнена симфоническая картина Александра Порфирьевича «В Средней Азии». В 1885 году, получив приглашениеот Общества антверпенских музыкантов, Бородин приехал в Бельгию и дирижировал своими произведениями в «Русских концертах» на Всемирной  выставке в Антверпене. Его выступления  везде сопровождались овациями, пресса восторженно отзывалась о творчестве  музыканта  из России. Однако сам автор в популяризации собственных сочинений  был достаточно скромен и даже  чувствовал себя  неловко, когда исполняли его музыку, называл себя «композитором, ищущим неизвестного».

Александр Бородин  прожил всего 53 года, и если бы не внезапная кончина, то,  вероятно, его наследие включало бы в себя гораздо больше научных открытий и ярких музыкальных творений.

В Российском национальном музее музыки, в фонде А.П. Бородина, хранятся его музыкальные и литературные рукописи, большое количество писем к разным корреспондентам, писем к нему самому, а также фотографии, личные документы, афиши,  программы выступлений, публикации прессы и мемориальные вещи.